0
3679
Газета Образование Интернет-версия

08.06.2017 00:01:00

Школа – это не фабрика по производству знаний

Тэги: образование, школа, пмэф


образование, школа, пмэф По мнению Ольги Голодец (в центре), человек должен уметь получить новую профессию в предельно сжатые сроки. Фото с сайта минобрнауки.рф

На наших глазах произойдет «смерть бумажного учебника», радикально поменяются учителя, более половины образовательной деятельности молодых людей в возрасте до 25 лет будет происходить вне школы, а главной функцией школы станет воспитание и общение. Столь важные изменения произойдут быстро и практически незаметно для нас. Так видят меняющийся сегодня школьный мир чиновники, ученые и предприниматели.

Панельная дискуссия, состоявшаяся на только что закончившемся Санкт-Петербургском международном экономическом форуме – 2017 была посвящена готовности россиян к «революции в образовании», не выявила принципиальных разногласий среди собравшихся на форум представителей научной, предпринимательской и чиновничьей элиты. Все спикеры чуть разными словами назвали главной причиной перемен в образовании цифровую революцию с ее облачными ресурсами и искусственным интеллектом. И были единодушны в определении ключевых задач и целей.

Шиф Викрам Кхемка, вице-председатель SUN Group, давая характеристику сложившейся ситуации в образовании, заявил, что сегодня ребенку дается уникальная возможность «учиться с той скоростью, с какой он хочет». И даже в отсутствие учителей ребенок способен учиться с помощью облачных ресурсов. Но существуют и определенные риски. Заключаются они в том, что мы сегодня «не знаем, чему обучать» и какие рабочие места появятся в будущем.

Какими будут эти специальности – интересует всех. Уже понятно, считает Павел Кадочников, президент фонда «Центр стратегических разработок», что в будущем станет меньше рутинных функций (их передадут машинам), а костяк компаний составят люди, обладающие междисциплинарными знаниями и способные все время учиться.

Ярослав Кузьминов, ректор Высшей школы экономики (НИУ), уверен, что будут автоматизированы не только рутинные исполнительные операции, но и рутинное принятие решений. Современные технологии перечеркнут существующие сегодня технологии обучения в школе – ведь теперь компьютер уже может не только решить за ребенка задачи, но и написать за него эссе. И хотя традиционное рутинное обучение в школе, конечно же, останется, ее главными функциями станут воспитание, организация общения и выполнение коллективных проектов. Учитель будет консультантом и экспертом проектов, а воспитателем он должен быть в гораздо большей степени, чем сейчас или даже в советской школе.

Важные изменения произойдут и в высшей школе. Примерно половина профессиональных образовательных программ окажется невостребованной, спросом будут пользоваться фундаментальные программы, и это, по мнению ректора ВШЭ, очень хорошо. Помимо дипломов о высшем образовании появятся другие дипломы для прошедших обучение на разных курсах. Наряду с учеными степенями появятся своего рода микростепени, которые будут идти вслед за освоением любого нового вида образования.

И поэтому уже сегодня, говорили многие эксперты, нельзя работать, как фабрика по производству знаний, нужно озаботиться мотивацией учеников. Если не внушить им мысль, что учиться нужно будет теперь всю жизнь, то дальше будет значительно сложней. Но это далеко не единственная трудность.

«Управлять образованием, которое финансируется государством, – это одно, – считает Владимир Узун, президент образовательного холдинга «Просвещение», – а управлять этой же отраслью, только когда туда идут инвестиции, – это другое». По мнению спикера, система управления образованием сегодня разбалансирована. Государство не регулирует деятельность школы, передав ее на муниципальный уровень. У регионов зачастую дело складывается так, что денег нет. Кроме того, неэффективна и не выдерживает никакой критики система госзакупок. «Коняга, которая вот-вот рухнет под тяжестью поклажи» – такой видит современную систему управления образованием Владимир Узун. Но выход все-таки есть – перевод школ под опеку регионов.

Выступление министра образования и науки РФ Ольги Васильевой модератор дискуссии, научный руководитель Института образования ВШЭ НИУ Исаак Фрумин предварил вопросом – а является ли Ольга Васильева революционером в образовании? Ответа на вопрос не прозвучало, но выступление министра не ознаменовалось неожиданностями. Ольга Васильева заявила, что «цифра не заменила голову». Современная цифровая среда – это вузовский проект, и внедрение новых технологий там необходимо. Но вот «отторжения учителя» быть не должно. «Университеты выстояли не одну революцию, – по-житейски бодро заметила Ольга Васильева, – переживем и эту!»

Вице-премьер Ольга Голодец сосредоточила свое выступление на грядущих изменениях в профобразовании. Последние изменения в этой области – это «быстрые изменения профессиональных стандартов и полная технологичность обучения». Человек будущего, по мнению Ольги Голодец, должен уметь получить новую профессию в предельно сжатые сроки. При этом новое профобразование требует новой инфраструктуры. И на это сейчас направлено все внимание государства. Сама структура уже начала меняться, причем с детских садов. Например, уже 135 млрд федеральных денег ушло в строительство детских садов. И здесь, по словам Ольги Голодец, создавали не просто  новые места – а новые по качеству.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Виктория Панфилова

В Астане военные самолеты будут обеспечивать безопасность российского президента

0
1093
Лукашенко рассказал, как Пакистану спастись от турбулентности

Лукашенко рассказал, как Пакистану спастись от турбулентности

Дмитрий Тараторин

Президент Белоруссии провел в Исламабаде переговоры и дал дружеские советы

0
1039
В РФ могут создать центры для детей мигрантов по изучению русского языка

В РФ могут создать центры для детей мигрантов по изучению русского языка

0
690
ФСБ сообщила о лишениии аккредитации британского дипломата

ФСБ сообщила о лишениии аккредитации британского дипломата

0
561

Другие новости