Александр Плесовских: «Наши усилия направлены в первую очередь на преодоление страха «первого шага в профессию». Фото автора
15 июля планируется торжественное открытие Всероссийского учебно-тренировочного центра профессионального мастерства и популяризации престижа рабочих профессий на базе всероссийского детского центра «Смена». На мероприятие ожидают вице-премьера правительства Ольгу Голодец. Что это за организация и какие задачи она будет выполнять? Как она может поменять картинку детского летнего отдыха и каких изменений нам ожидать в сфере среднего профтехобразования РФ? Обо всем этом обозреватель «НГ» Наталья САВИЦКАЯ беседует с заместителем руководителя Всероссийского учебно-тренировочного центра профессионального мастерства и популяризации престижа рабочих профессий Александром ПЛЕСОВСКИХ.
– Александр Сергеевич, а откуда вообще возникла идея создания учебно-тренировочного центра профессионального мастерства?
– Идея создания центра была озвучена в ходе встречи президента РФ Владимира Путина с участниками сборной Worldskills 1 сентября 2015 года в Сочи, сразу после поездки нашей сборной на чемпионат. По итогам встречи президентом были даны поручения. Одно из них касалось создания Всероссийского учебно-тренировочного центра на базе всероссийского детского центра «Смена» как базовой площадки для подготовки детей к будущей трудовой жизни. Здесь же будет тренироваться Национальная сборная России по профессиональному мастерству для участия в европейских и мировых чемпионатах Worldskills.
В этом году в профориентационных сменах центра пройдут подготовку 5400 детей. В последующие годы по соответствующим программам планируется принимать уже более 20 тысяч детей из всех субъектов Российской Федерации. А в будущем до 50 тысяч детей ежегодно. Лучшая практика работы будет тиражироваться в регионы России. По утвержденной министром образования и науки РФ Концепции развития центра, уже с 2017 года программами центра будет охвачено 40 регионов. По планам министерства, до 2025 года миллион детей должны пройти подготовку по соответствующим программам по всей стране.
– А в инфраструктурном плане что собой представляет центр?
– Начнем с того, что это уникальная учебно-тренировочная площадка. На ней представлены лучшие программы и методики в области ранней профориентации, способствующие повышению интереса детей к трудовой деятельности.
Исходя из задач центра, инфраструктура нашей организации включает в себя Тренировочный центр национальной сборной Worldskills и центр профессий «Парк будущего». Это образовательные павильоны, сгруппированные по шести кластерам: «Промышленность», «Строительство», «Сервис и дизайн», «Информационные технологии», «Транспорт», «Профессии будущего». Каждое направление представлено главным отраслевым павильоном кластера и павильонами профессий.
Главный отраслевой павильон кластера – это площадка для знакомства детей с профессиями, которая состоит из кинотеатра с возможностью воспроизведения фильмов в формате 3D, музея профессий, выставки, кабинетов диагностики профессиональных предрасположенностей и учебных классов. Одновременно каждый из шести главных отраслевых павильонов будет принимать до 100 посетителей. 26 павильонов профессий будут оснащены оборудованием для практической работы.
– И эта вся база создается за счет федерального бюджета?
– Деятельность центра основывается на принципах государственно-частного партнерства и взаимовыгодного сотрудничества всех заинтересованных сторон: органов государственной власти, крупнейших российских корпораций, ведущих образовательных организаций, институтов гражданского общества. Инфраструктура формируется за счет средств государства, а вот для реализации программ будут привлекаться партнеры. Сейчас идет формирование попечительского совета ВДЦ «Смена», в который войдут представители компаний. И эти же компании сориентируют нас по потребностям в кадрах и тех компетенциях, которые востребованы на рынке труда. Результатом работы станет проведение совместных профильных смен и профориентационных программ с участием высококвалифицированных рабочих и инженеров компаний-партнеров.
Если государство обеспечивает создание инфраструктуры центра за счет средств федерального бюджета, то компаниям-партнерам предлагается совместное создание образовательного и презентационного пространства центра, оснащение современным промышленным и учебным оборудованием и обеспечение участников смен расходными материалами, необходимыми для проведения профессиональных проб. Компании могут направлять в центр в качестве наставников своих высококлассных специалистов.
– На какой эффект вы рассчитываете, начиная такую работу с детьми?
– Если брать во внимание чисто психологический аспект, то наши усилия направлены в первую очередь на преодоление страха «первого шага в профессию». Мы говорим ребенку: «Это несложно, это интересно, задание тебе по силам, и у тебя все получится!» Нам важно, чтобы домой этот ребенок вернулся, владея современной компетенцией.
Те рабочие профессии, которые пригодятся в жизни, дети, конечно, получат. Но при этом мы даем навыки работы на самом современном оборудовании, с самыми современными технологиями и самыми современными инструментами. Мы даем навыки и обучаем не самым простым, а наоборот, самым высокотехнологичным вещам. Центр оснащен, например, станками с числовым программным управлением, авиационными и другими учебными тренажерами, 3D-принтерами и сканерами, станциями подготовки операторов беспилотных летательных аппаратов, роботами, экзоскелетами, системами с использованием нейрокомпьютерных интерфейсов, лабораторным оборудованием и так далее.
Все очень серьезно. Дети будут осуществлять сложные технические операции. То есть работать по профессиям будущего.
– А зарубежные аналоги такого центра есть?
– Да, есть. Например, лично мне интересен опыт Бразилии. Там школьники в процессе обучения изготавливают детали для частного сектора экономики. В частности, они делают бамперы для автомобилей «Мерседес». Система выстроена так, что детям доверяют такую работу. А результат всего этого действа – дети включены в реальную технологическую цепочку.
– Как ребенку попасть на обучение в ваш центр?
– Для регионов существуют критерии отбора. В соответствии с ними к нам могут попасть ребята, участвующие в научно-техническом творчестве, участники и победители чемпионатов движения JuniorSkills, участники олимпиады НТИ и дети, занимающиеся в центрах молодежного инновационного творчества (ЦМИТ). Также для родителей, желающих познакомить ребят с профессиями будущего и совместить это все с отдыхом, есть возможность приобрести коммерческие путевки.
– Какой здесь преподавательский состав? Кто формирует костяк взрослого коллектива?
– Частично мы уже сформировали коллектив. В основном у нас работают молодые люди, увлеченные и работающие с современными технологиями производства, участвующие в качестве экспертов в чемпионатах JuniorSkills и WorldScills.
– Какие профессии будущего у вас представлены?
– Мы ориентируемся на «Атлас будущих профессий», представленный Агентством стратегических инициатив (АСИ), и на топ-50 профессий, составленных Минобрнауки РФ. Например, среди компетенций есть такие, как архитектор виртуального пространства; специалисты в области «Интернет вещей», 3D-печати в строительстве, по механтронике и т.д. Все эти профессии будут в ближайшем будущем очень востребованы на рынке труда.