0
4885
Газета Образование Интернет-версия

25.05.2017 00:01:00

"Рынок директоров" работает против "рынка учителей"

Антон Зверев

Об авторе: Антон Олегович Зверев – кандидат педагогических наук, журналист.

Тэги: образование, кризис, школы, финансирование, образовательные услуги, педагог, ученик


образование, кризис, школы, финансирование, образовательные услуги, педагог, ученик Учителя совершенно неясно, что производят: научные знания? практические навыки? образовательные услуги? Фото Романа Храмовника/PhotoXPress.ru

Вот величайшая и предосадная несправедливость – люди, которые учат наших детей, совершенно неясно, что производят. Научные законы? Но их производит наука. Практические знания и навыки отдельного ученика? Это удел скорее частных репетиторов. Общеобразовательные услуги? Снова осечка: их в этой сфере производят не персоны-одиночки, а целые большие коллективы – школы, госучреждения.

Поэтому принцип «Деньги следуют за учеником (услугой)» понимают в самых разных странах одинаково: да, следуют. Но не к отдельному учителю, а в школу. Значит, как правило, в распоряжение ее директора. Он разберется, что к чему. «Рынок директоров», которые распределяют деньги, поступающие «от ребенка», первыми смоделировали англичане эпохи Маргарет Тэтчер (Educational Act, 1988). И вот каким образом.

Каждой семье был выписан сертификат на сумму, позволяющую оплатить обучение в любой, хоть частной, школе. Сеяли выбор, расширяли конкуренцию и рынок. А пожали нечто совершенно удивительное в виде «сегрегации по месту жительства». Вышли на парадокс: школа ближайшей доступности по-прежнему выигрывает с крупным счетом у той, до которой добираться с тремя пересадками и через пешеходный переход. То есть получили конкуренцию колес, дворов, дорожных развязок. Всего, кроме самих образовательных услуг.

За одним исключением – богатые семьи действительно стали приобретать жилье ближе к учебным заведениям с высоким рейтингом. «В итоге территории резко различаются по доступу к хорошему образованию, а в системе школ Британии возникают свои образовательные гетто», – говорит Татьяна Клячко, директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС при президенте РФ.

Другой пример – из опыта Финляндии, где конкуренция школ, наоборот, исключена. И тем не менее «рынок директоров» и тут срабатывает против общества, порождая целые анклавы школ-изгоев. В Хельсинки откровенно непопулярные среди коренного населения учреждения, где учатся дети иммигрантов, тянут из городской казны астрономические суммы.

Не слишком удачные эксперименты с той же схемой «подушевого» финансирования школ (а не учителей!) едва не обернулись в Литве, Болгарии и Польше социальными потрясениями.

А что у нас? В России сегмент неблагополучных школ в иных регионах достигает 25%. Качество получаемого в них детьми образования сдерживает развитие этих регионов, о которых в географических буклетах для туристов пишут: «две Германии», «три Австрии».

Так что вполне возможно, что именно нам предстоит, оценив всю тупиковость финансирования школ, главным творцом образовательных услуг честно признать не абстрактное образовательное учреждение, а ключевую его единицу – человека, который рядом с детьми. В самом деле, если бы эти образовательные услуги производил кто-то другой, зачем бы тогда ученик спешил спозаранку к учителям, а после к репетиторам? Нет, детям подавай учителя, искушенного в своем предмете, мастера личностных настроек. Консультанта, тренера, наставника. Вероятно, потому что все это и есть – насущная и очень человечная услуга. В чистом виде. А они (учителя, магистры просвещения) ее буквальные производители.

Другой вопрос, совсем уже краеугольный – о фигуре потребителя. Ради кого вообще весь этот банкет?

И хотя все вроде бы догадываются, кто он, виновник торжества, споры на эту тему бесконечны, а страхи неиссякаемы. «Малыш командует парадом? Ох, он и наворочает...» Для рассуждающих таким образом экспертов школьник (1/25 часть класс-комплекта) недееспособен и неправомочен по определению. Что же, ему так и оставаться декорацией аудиторного дизайна? Благо так полагают далеко не все.

Известный политик и педагог, чье имя носит ежегодный семинар в Высшей школе экономики, написал мне письмо. Его нет в живых, а мысль – словно только что сказана: «Непосредственным потребителем образовательных услуг, оказываемых школой, являются дети. Так что именно они вместе с родителями вроде бы и должны судить об их надобности и пользе. За ненужные услуги потребитель ничего не заплатит, а за нужные и качественные заплатит с готовностью. Подобные экономические регулятивы действуют везде, но только не в школе».

И далее автор письма вскрывает, кажется, самую суть кризиса, постигшего мир образования. «Один учитель работает из рук вон плохо, другой – блестяще, но никакого экономического мостка между ними и теми, на кого оба работают, не существует. Содержание, качество и цена образовательных услуг регулируются не взаимодействием потребителя и производителя, а неким «третьим лицом», государством. Именно оно, а не родители, платит сегодня учителю за работу».

В нем-то все дело, похоже, в таинственном «третьем лице»! Оно клянется, что всего лишь начисляет деньги за услуги, избираемые учеником. Однако суммы эти ему даже не показывает. А без затей вместо ученика диктует школе все подряд – единый стандарт знаний и расписание под него, единый (по сути) учебник, единый экзамен, единого учителя... Чтобы в итоге получить такого же стандартного, единого выпускника.

В перекореженной системе ценностей, где вырастают наши дети, каста чиновников перетянула на себя все рыночные роли. Единолично заказывает, производит и оценивает все, что только можно заказать, произвести и оценить. Именно такие «услуги» и вызывают оторопь у общества. Хотя роль государства должна была бы сводиться совсем к другому – обеспечивать дуэт главных людей образования: ученика и педагога.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1257
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
792
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1522
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1469

Другие новости