Ольгу Васильеву не устроил большой объем подготовки по государственному и муниципальному управлению. Фото с сайта www.минобрнауки.рф
Министерство образования и науки РФ подвело итоги конкурса на распределение контрольных цифр приема в вузы на 2018/19 учебный год. Согласно действующим правилам, эти цифры формируются в соответствии с запросами ведущих корпораций и потребностей регионов. Впрочем, в этом году Минобрнауки настойчиво приглашает к участию в процессе и других заинтересованных игроков. Прежде всего это касается среднего высокотехнологичного бизнеса, который очень нуждается в притоке квалифицированных кадров.
Каким образом могут такие предприятия повлиять на цифры приема в вузы и как могут облегчить бюджетное обучение части студентов, рассказал заместитель директора департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ Денис Пономарев.
На министерском семинаре с участием представителей быстрорастущих компаний из рейтинга «Национальные чемпионы» и проекта «ТехУспех» Пономарев сообщил, что у компаний есть шанс самим попасть в «перечень центров ответственности», в случае если соответствующую заявку одобрит Минобрнауки. Второй вариант – заявить о своих потребностях в специалистах они могут в региональное Министерство образования. Третий способ повлиять на ситуацию с цифрами приема – стать партнером какого-либо министерства (Минздрав, Минкомсвязи, Минкультуры и др.). Наконец, четвертый способ – стать партнером вуза, который формирует свою заявку на конкурс по распределению контрольных цифр приема.
Впрочем, компании могут и не ждать следующего набора студентов, а попытаться уже сегодня помочь подготовить для себя нужные кадры. Денис Пономарев рассказал о целевом обучении, которое дает возможность компаниям отобрать будущих специалистов среди студентов вуза. Такой формат наиболее эффективен в университетах, внедряющих модульные принципы построения программ. Он позволяет вузам формировать группы студентов с индивидуальными образовательными траекториями обучения.
Пример такого сотрудничества, считает Денис Пономарев, – проект «Новые кадры для ОПК». Он предусматривает финансирование дополнительной подготовки старшекурсников как со стороны Минобрнауки, так и компаний-участниц, оказывающих студентам еще и социальную поддержку. За два года с начала запуска проекта «Новые кадры для ОПК» в таком формате было реализовано более 1100 образовательных проектов и 22 инфраструктурных. В программу влились более 9 тыс. студентов и около 80 вузов. Почти 2900 человек завершили подготовку, 2400 трудоустроены. Оставшиеся или ушли служить в армию, чтобы доучиться по возвращении, или разорвали договор и теперь будут возмещать затраты заказчика.
Кроме того, компаниям предлагается поучаствовать в судьбе молодых людей, обучающихся по программе «Глобальное образование». Напомним, что попасть на эту программу могут студенты, самостоятельно поступившие учиться в зарубежные вузы на специальности, интересные для развития отечественной экономики. Государство оплачивает обучение этих студентов. Заполучить участника программы «Глобальное образование» – еще одна возможность для технологического бизнеса закрыть вакансии высококвалифицированных сотрудников.
За российских выпускников, которые возвращаются на родину из ведущих иностранных университетов, входящих в топ-100 мировых рейтингов, конкурируют предприятия, включенные в соответствующий перечень правительства РФ, – резиденты технопарков в сфере высоких технологий, ключевые работодатели приоритетных отраслей и т.д. Сегодня, по данным Минобрнауки РФ, 39 участников программы уже завершили обучение и вернулись в Россию. Из них 24 трудоустроены, остальные еще не выбрали работодателя. Всего за время реализации программы (с 2014 года) министерство привлекло в программу порядка 400 человек, поступивших в зарубежные вузы, а целевой показатель (к 2025 году) превышает 700 человек.
Напомним, что, согласно контрольным цифрам приема на 2017/18 учебный год, Минобрнауки РФ планирует уменьшить число бюджетных мест в вузах по экономическим специальностям, а также по государственному и муниципальному управлению. Последняя специальность вызвала крайнее удивление министра образования и науки РФ Ольги Васильевой. Министра не устроил тот большой объем подготовки по государственному и муниципальному управлению по первому образованию, который существовал в планах ранее. Так что контрольные цифры приема на эту специальность будут сокращены, по словам Ольга Васильевой, прежде всего в пользу классического искусства и музыки.
«Нас ожидает демографическая яма, – прокомментировала эту ситуацию замминистра образования и науки РФ Людмила Огородова. – Поэтому нужно усиливать экспорт высшего образования. И министр искала направления, которые будут интересны для иностранцев. Они заявляют об интересе к подготовке в области классической культуры и искусства в России. Мы этим занимаемся… Я была в Санкт-Петербурге, обсуждала это с университетами, они готовы этим заниматься, считают, что эта задача правильная и интересная».
Также напомним, что пару месяцев назад глава Счетной палаты РФ Татьяна Голикова заявляла о необходимости пересматривать систему контрольных цифр приема в вузы, потому что они «не соответствуют потребностям рынка труда». «Сейчас это главная задача, которую мы должны решать», – сказала она.
Так как новые официальные данные появятся в конце 2017 года, Татьяна Голикова привела данные на конец 2015 года. Страна нуждалась в 186 тыс. человек с высшим образованием – это 2,2% рабочих мест. При этом наибольшая потребность в таких специалистах была зафиксирована в биологии, сельском хозяйстве и здравоохранении (67 человек из 186 тысяч ). Наименьшая потребность в работниках с вузовским образованием наблюдалась в сфере образования.
По данным Голиковой, сегодня выпускники, которые заканчивают медицинские вузы, трудоустраиваются на 97%. При этом контрольные цифры приема в 2016 году на эти специальности уменьшились на 13%. А в образовании и педагогике, где востребованность меньше, контрольные цифры приема увеличились на 3%. Она также заявила, что тезис о недостаточно хорошем качестве экономического образования в филиалах подтверждается статистикой. По данным Росстата, 35% закончивших отделения экономики и управления, не трудоустраиваются по профессии.