Родители советуют своим чадам при выборе вуза не «витать в облаках». Фото Reuters
Гендиректор ВЦИОМа поделился данными последних исследований о восприятии образования и карьеры жителями страны. С одной стороны, ценность высшего образования для россиян за последние два года резко возросла. С другой стороны, этот факт мало влияет на возможности трудоустройства по профессии. Радует факт, что 86% граждан удовлетворены своей работой, удивляет, что выбрали они ее «не по своей воле». И при всем этом удовлетворении от собственного труда взрослые не советуют детям идти по их стопам. А аналитики Высшей школы экономики (НИУ) добавили в эти опросы красок, поведав, что взрослые сами перекрывают свои детям дорогу в светлое будущее.
«Независимая оценка квалификации. Сопряжение образовательных стандартов и профессиональных программ» – так назывался доклад генерального директора фонда ВЦИОМа Константина Абрамова, который он представил на межрегиональной конференции «Профессиональные стандарты и образовательные программы: вектор и пути развития» в конце апреля. Согласно докладу, приведенные в нем цифры и факты впечатляют и подкрепляют имидж России как страны, стремящейся к знаниям, с одной стороны. А с другой стороны, фактически демонстрируют нам отсутствие практицизма, карьерных амбиций и покорность судьбе у большинства населения. Эти данные таковы: 53% россиян считают, что нет прямой зависимости материального благополучия и уровня образования россиян. Тем не менее повторим: мысль о важности обладания вузовским дипломом прочно засела в головах у большинства населения страны. По мнению опрашиваемых, рвение студентов к учебе ежегодно растет, тогда как возможности трудоустройства молодых специалистов сужаются год от года. Большинство молодого населения сегодня не способно критично оценивать свои знания. Например, на вопрос «Какому уровню образования соответствует сегодня качество подготовки специалистов?» молодежь отвечает: «Высокому». В то время как подавляющее большинство населения и работодатели особенно придерживаются иной точки зрения и оценивают это качество как «не выше среднего». Опрошенные демонстрируют поддержку намеченному курсу на увеличение бюджетных мест в вузах на технические специальности. Тенденцию роста специалистов по научно-техническим специальностям они в большинстве своем определяют как положительную.
Не менее интересными выглядит ответы, связанные с работой и карьерой. 86% людей, опрошенных ВЦИОМом, удовлетворены своей работой, хотя менее довольны возможностями переквалификации или переобучения. И при всем благожелательном отношении к собственной профессии взрослые категорически не хотят, чтобы их собственные дети и внуки повторили их трудовой путь. Почти 70% россиян ответили, что не хотели бы, чтобы дети (внуки) унаследовали их профессию. Судя по всему, россияне желают, чтобы последующие поколения более твердо стояли на ногах. И своим чадам рекомендуют следующие профессии: врач, военнослужащий, адвокат, механик, учитель, экономист, финансист, бухгалтер, инженер (по мере убывания в рейтинге). Так ответили 57% работающих людей, 27% пенсионеров, 4% учащейся молодежи, 6% временно неработающих и 6% домохозяек. Что повлияло на выбор профессии опрошенных? Судя по данным, многие поступили так, как «сложились обстоятельства» (39%). По выбору сердца (увлечение и хобби) действовали всего лишь 22% опрошенных, у 13% россиян просто «не было другого выбора». А престиж профессии повлиял на выбор 11% людей. Только 10% граждан поступили рационально и поставили приоритетом при выборе профессии «оплату труда».
Многие цифры ВЦИОМа совпадают с исследованиями других организаций, занимающихся массовыми опросами граждан. А выводы позволяют немного расширить представление о выборе россиянами будущего для своих детей. Так, например, аналитики Высшей школы экономики (НИУ) считают, что родители из низшей социальной страты (простые рабочие) меньше думают о качестве образования для своих детей. Они выбирают удобные для них школы, которые были бы рядом с домом. Как заявляет сотрудник ВШЭ НИУ Лариса Шпаковская, в целом требования к школам у представителей этой группы общества отражает социальный опыт их собственных родителей. Семьи из среднего класса ожидают, что их дети будут успешны в дальнейшем образовании, поэтому выбирают условия, которые будут стимулировать достижения в учебе (психологический комфорт, поддержку педагогов, высокое мнение ребенка о себе). Родители же из рабочей среды считают образовательным успехом «преодоление неизбежных сложностей». Они привыкли опасаться элитных учебных заведений, в которых дети хорошо одеты и пользуются дорогими гаджетами. «Такие респонденты... не хотели бы социальной стигматизации для своих детей», – считает аналитик. И в дальнейшем такие родители ориентируют детей на вузы, где, по их мнению, меньше всего конкуренции.
Стоит также разобраться с такой позицией, почему средний класс инвестирует в будущее своих детей, начиная с детсада, рабочий класс – нет. Конечно, часто рабочие не готовы платить за своих детей по причине отсутствия средств. Но это не всегда так. Даже если рабочие получают достаточное количество денег, в этой среде действуют другие латентные установки в отношении свободных денежных масс, считает аналитик ВШЭ (НИУ) Анастасия Каравай. Ее исследования подтверждают ограниченность горизонтов планирования и демонстративное потребление людей из рабочей среды. Эти люди не нацелены на «стратегическое использование» свободных средств, а рассуждают примерно так: «Мы потратим деньги – поедем путешествовать, купим мебель, технику, машины». В этом, собственно, и заключается уязвимость этой части общества, не привыкшей брать судьбу в свои руки. Надо сказать, что эту особенность подмечают и чиновники. Поэтому их образовательные инициативы в основном носят патерналистский характер и направлены на повышение «качества образования для всех». Поэтому, например, плохие школы присоединяют к хорошим, в надежде на то, что рост качества обучения в первых школах непременно случится. И все у всех будет хорошо.