Образцом для новой модели с «говорением» стал ЕГЭ по английскому языку. Кадр из видео YouTube
В экзамен по русскому языку на государственной итоговой аттестации (ГИА) в 9 классе будет введена новая часть – сдача теоретической части в устном виде. Это нововведение поможет выявить подлинный уровень знаний школьников, считают в Минобрнауке РФ. Еще Рособрнадзор анонсировал введение перспективной модели ЕГЭ по литературе.
Подведомственная организация Рособрнадзора – Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) – провела в марте-апреле 2017 года общественно-профессиональное обсуждение перспективной модели ЕГЭ по литературе и модели устной части ГИА-9 по русскому языку.
Как рассказывают в ведомстве сегодня, решение о создании перспективной модели ЕГЭ по литературе было принято в 2015 году. В 2016 году такая модель была разработана и в апреле-мае 2016 года уже апробирована в 13 субъектах РФ. Ее, согласно оценкам Рособрнадзора, поддержали 94% учителей, участвовавших в апробации. В начале 2017 года перспективная модель ЕГЭ по литературе была доработана и размещена на сайте ФИПИ для второго этапа общественно-профессионального обсуждения. После опубликования получены отзывы из 23 субъектов РФ. Причем предложения, как сообщают в Рособрнадзоре, касались как доработки некоторых заданий, так и структуры самой модели, а также инструкции и системы оценивания.
Сегодня продолжается апробация перспективной модели ЕГЭ по литературе в 44 регионах России. В мае эксперимент будет завершен, и специалисты ФИПИ подведут его итоги. С августа по октябрь текущего года, как надеются организаторы, пройдет широкое обсуждение данных проектов и будет принято окончательное решение о переходе на новую экзаменационную модель. При положительных результатах эксперимента предполагается, что модель будет введена повсеместно в 2018 году.
Изменения, предложенные для внесения в ЕГЭ по литературе, выглядят следующим образом. Из контрольно-измерительных материалов исключены задания с кратким ответом. Таким образом, экзамен по литературе состоит только из частей, требующих развернутых ответов. Еще в новой модели увеличено число заданий по выбору ученика, повышены требования к объему сочинения, усовершенствованы критерии оценивания развернутых ответов и инструкции.
В марте-апреле 2017 года проводилось также общественно-профессиональное обсуждение модели раздела «Говорение» в государственной итоговой аттестации по русскому языку и образцов контрольных измерительных материалов (КИМ) для проверки устной речи девятиклассников. Алгоритмы по устной части заранее отработаны на примере сдачи школьниками английского языка. Как и на экзамене по иностранным языкам в устной форме, ученик при сдаче русского языка по новым правилам в течение 20 минут прослушивает задание и отвечает на пять вопросов, описывая картинку под запись. Далее проверяющие слушают запись ученика и выставляют ему оценку.
Как поясняют в Рособрнадзоре, новый устный экзамен призван определить, насколько выпускник усвоил правила грамматики, и то, как хорошо он умеет выражать свои мысли, складывать слова в предложения и доносить смысл речи до слушателей-экзаменаторов.
Правильная речь, объясняют организаторы новшества, крайне важна для построения карьеры в современных отраслях экономики, где четкое формулирование задачи перед подчиненными необходимо для любого руководителя, а умение выражать мысли и доносить идеи – для каждого, кто стремится продвинуться по служебной лестнице.
Так что школьнику теперь важно знать не только правописание, но и основы ораторского искусства. И на школьных педагогов в связи с этим ложится новая задача – формировать грамотную речь подрастающего поколения.
Кстати, несмотря на «оптимистичные» цифры, озвученные выше представителями Рособрнадзора, опрошенные нами педагоги не спешат выразить бурную радость по поводу предстоящих событий.
Да и судя по учительским форумам, где преподаватели высказываются на эту тему, до однозначно положительного восприятия темы еще очень далеко. Какая-то часть педагогической общественности считает, что быстрый переход на говорение значительно ухудшит школьные результаты. А немедленной отдачи от нововведения ожидать не стоит, потому что школьники сегодня мало читают, отчего их словарный запас крайне скуден. А школы, напоминают учителя, практически отказались от заучивания школьниками наизусть больших отрывков из произведений классиков русской литературы. И возможно, зря, потому что как раз оно очень способствует улучшению ситуации со свободным говорением.
Как сообщают в Рособрнадзоре, аттестация учащихся будет проводиться после 9 и 11 классов и дополнительно после 4 класса.
Пилотная апробация организационных моделей устного экзамена по русскому языку, рассказывают также представители Рособрнадзора, была проведена осенью 2016 года в трех регионах России: Московской области, Татарстане и Чеченской Республике.
В ходе общественно-профессионального обсуждения предложенных моделей поступило более 20 отзывов общественности по опубликованным материалам. Также были получены официальные экспертные заключения от 17 субъектов РФ. На основе полученных заключений и предложений сегодня проводится доработка заданий и критериев оценивания.
В сентябре-октябре 2017 года планируется проведение в регионах России новой широкомасштабной апробации модели устной части ГИА по русскому языку, успокаивают родительскую общественность в Рособрнадзоре. Результаты апробации и решат судьбу нововведения.