Анна Кузнецова готова внедрять в сознание подрастающего поколения представление о здоровой семье. Фото со страницы Института уполномоченных по правам ребенка в Facebook
Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова призвала школы формировать в сознании детей образ полноценной здоровой семьи. Об этом она заявила в ходе открытия XIV Всероссийского съезда уполномоченных по правам ребенка. Назвав подготовку школьников к правильной семейной жизни эффективной профилактической мерой, омбудсмен не назвала конкретные уроки, но сослалась на имеющийся «положительный опыт регионов». Между тем положительный массовый эксперимент регионов на сегодняшний день только один – курс «Нравственные основы семейной жизни», разработанный под эгидой РПЦ.
Стратегия Совета Европы в вопросах детства, в который входит и Россия, предписывает исполнение ею целого ряда ювенальных норм. Наше общество считает некоторые из них просто неприемлемыми, но участие государства в международных мероприятиях все равно заставляет детских омбудсменов высказываться по данной теме. Поэтому предложение Анны Кузнецовой скорее всего не означает, что в общество забрасывается пробный шар – введение в школьное расписание уроков семейной жизни. (Как это делает периодически депутат Госдумы РФ Виталий Милонов.)
По-видимому, в данном случае это всего лишь развитие тезиса о том, как Россия может поддержать международную «детскую повестку». Смысл нового сюжета: безответственное вмешательство в жизнь семьи, конечно, в России нужно блокировать, но совсем контроль убрать нельзя. А вместе с контролем должна быть профилактика, постоянный разговор с ребенком о традиционных семейных ценностях.
Что же касается ссылки Анны Кузнецовой на положительный опыт регионов, то здесь в первую очередь речь может идти о курсе, разработанном под эгидой РПЦ. Курс называется «Нравственные основы семейной жизни», и он уже прошел апробацию в качестве факультативного занятия в школах Свердловской, Калужской, Калининградской, Костромской, Курганской, Оренбургской и Челябинской областей, в Санкт-Петербурге – более чем в 30 регионах России.
Курс критикуют, потому что он не учитывает многоконфессиональность населения страны. Однако разработчики уверяют, что курс «светский», и многие вопросы он рассматривает не только с точки зрения христианства, но и с позиции мусульманской и иудейской религий.
Другие авторские разработки, предложенные регионами сегодня, легко можно сравнить с факультативными занятиями советских времен, потому что все они практически лишь различные вариации уже знакомого старшему поколению курса «Этика и психология современной жизни». Напомним, что в поздней советской школе уроки семейного воспитания и этики входили в школьную программу. Подростки на занятиях получали представление о психологии взаимоотношений, общепринятых ценностях и т.д.
Критики нововведения считают, что коммерческую подоплеку лоббирования школьного курса, обязательного для всех школ, не стоит сбрасывать со счетов. Введение любого школьного предмета – это экономически выгодное предприятие для тех, кто его организует. Под курс пишутся и издаются учебники и идет их массовая закупка школами. Это уже потом родители, взяв в руки тонюсенький учебник, еще долго размышляют на тему, почему он стоит, как правило, от 500 руб. и выше.
Но не стоит забывать и о том, что идея создания школьного курса о семейных отношениях в последние годы получает все большее число сторонников. Связано это явление с недружественной внешней обстановкой и не понятой в России западной политикой толерантности по отношению к секс-меньшинствам. Так как для масс-культуры границ не существует, то школа, по мнению апологетов новшества, как наиболее организованный институт общества может сделать детям прививку против западной «разлагающей экспансии».
Кстати, согласно исследованию центра независимого мониторинга исполнения указов президента РФ «Народная экспертиза» ОНФ, проведенному еще два года назад, 66% родителей считают, что современная школа должна методически помогать родителям в воспитании детей. Сейчас, думается, количество таких родителей еще более увеличилось.
Оба «миссионера» – Кузнецова и Милонов – не видят других путей решения проблемы, кроме перезагрузки школьного расписания. Между тем существует и такая точка зрения, что школа может достичь большего, если будет пересмотр школьных предметов в сторону «практической ценности». Или нужно научиться классику преподавать по-новому.
Не давая оценки этому явлению, просто заметим, что сегодня многие учителя разбирают художественные произведения именно с точки зрения тех тем, которые наиболее интересны подросткам. Например, влияние семьи на личность героев и их поступки рассматриваются на примере произведения Толстого «Война и мир». Детям предлагают поочередно рассмотреть и сравнить взаимоотношения в семьях Ростовых, Болконских, Курагиных. На основе данной работы дети делают вывод, какие семейные отношения близки автору, как они формируют личностные качества, какие семейные отношения нужно выбирать и, может быть, даже возрождать. Три вида семьи, три кредо глав семейств – и безукоризненная линия Толстого с его видением семейных ценностей: там, где зиждется на низменных страстях, семья распадается.
Только как тогда повернуть время вспять и вернуться к традиционным устоям большой патриархальной семьи? Рассмотрим такой пример. Согласно исследованиям Высшей школы экономики (НИУ), сегодня матери и бабушки нередко расходятся во взглядах на воспитание детей. 20% молодых матерей отмечают, что родные критикуют их методы воспитания и ухода за ребенком. 30% признают, что им сложно договориться с близкими по этим вопросам.
При этом молодые матери сегодня много читают и осведомлены порой обо всем больше собственных старших родственников. В результате возникает конфликт, и помощь со стороны родных не облегчает, а, наоборот, осложняет жизнь молодой семьи. И молодые женщины все реже доверяют детей собственным родителям. Чаще – няням. Не разрушают ли такие нюансы каноны патриархальной семьи? И можно ли их избежать?