Если первоклассник не проявляет волевых усилий – не спешите на него обижаться. Фото Александра Шалгина (НГ-фото) |
Начинать учить чтению детей в четыре года рано, отдавать в школу в восемь лет – не поздно, потому что идти надо не от желания взрослых, а от возможностей ребенка. Также не стоит требовать у ребенка проявления воли, если ему не исполнилось 10 лет, – все эти простые правила в последние годы опровергались без всяких на то причин. Академик РАО Марьяна Безруких считает, что и родители, и современная школа зачастую просто не щадят ребенка.
Как рассказала академик Российской академии образования (РАО) Марьяна Безруких на семинаре в рамках прошедшего Московского международного образовательного салона, ранний этап обучения очень сложен для 100% детей. А так как у нас сегодня не менее 60% детей дошкольного возраста – дети с несформированной речью и 30% с несформированной моторикой, то многих детей ранняя нагрузка на организм просто губит.
У значительного числа детей сегодня – домашнее воспитание. Это неплохо, считает Марьяна Безруких. Домашние дети, по ее словам, не имеют никаких особенностей. Кроме той, что это – ребенок, который привык работать «глаза в глаза» (с папой, мамой, гувернером и т.д.). И когда такой малыш приходит домой после школы, где учителя работают в основном фронтально, он плачет и жалуется родителям, что учитель его не любит. Потому что на него... не смотрит. Отсюда – совет родителям от Марьяны Безруких: педагоги бывают разные, для домашнего ребенка нужен более мягкий и добрый человек.
Марьяна Безруких развенчивает некоторые мифы, которыми живут сегодня продвинутые родители.
Во-первых, академик предостерегает всех, кто начинает систематическое обучение своего ребенка с трех-четырех лет. Лозунг «после трех уже поздно» уже неактуален. После трех лет еще только начинается развитие мозга ребенка. «Модное увлечение, – заявляет Безруких, – пришло в нашу жизнь из названия книги японского журналиста (популярная книга Масару Ибуки «После трех уже поздно», которая рассказывает о необходимости и важности раннего развития детей. – «НГ»). Но в книге нет ничего такого, что соответствовало бы ее названию». Название броское, маркетинговое, считает Марьяна Безруких. Японский журналист развил идею, которая была модной в 60-е годы прошлого века в США. Американские психологи вроде бы выяснили, что окно развития ребенка закрывается до трех лет. Не успели до трех – опоздали. (У нас, кстати, была популярной в то время идея, что к 18 годам развитие мозга прекращается.) Современные исследования говорят, напоминает нам Марьяна Безруких, что некоторые зоны коры головного мозга развиваются до 25 лет активно. А если мозг будет получать новую и нестандартную задачу, то его развитие будет продолжаться и после 60 лет. Нервные клетки не просто восстанавливаются, но и возникают новые и включаются в деятельность.
Во-вторых, Марьяна Безруких опровергает миф о том, что современные дети – это какие-то особенные люди, иные. С точки зрения возрастной психологии существенных изменений здесь нет, говорит академик. И не должно быть. Мозг человека не может так быстро меняться при столь незначительных изменениях внешней среды. Да, нынешние детишки знают другие слова. Они могут нажимать другие кнопки. Но они не могут составить последовательный и связный рассказ из нескольких предложений по сказке, которую знают наизусть. Репертуар их эмоций тоже беден. Есть только одна эмоция, которую они знают очень хорошо, – это страх. Таков наш результат работы с детьми до школы, считает Безруких.
Вообще самая главная беда у нас сегодня – это неадекватные требования взрослых к ребенку. Неудовлетворенность ребенком идет с двух сторон – воспитатель требует и родители требуют. А это постоянный стресс, который не только ухудшает состояние организма ребенка. Он влияет на биохимические процессы мозга, сетует ученый.
Родителям полезно знать, что если волевых усилий первоклассник не проявляет – то обижаться не следует. До 9–10 лет произвольно организовать себя дети не могут. Мозг не готов. Это возможно только тогда, когда взрослые организовали для ребенка успешную и интересную деятельность. Есть дети, которые созревают к шести, а есть те, кто к восьми годам. Нормативов нет. И быть не может. Потому что темпы развития каждого ребенка индивидуальны. И различаться могут на полтора года.
И даже если интеллект ребенка блестящий, выдержать по 45 минут урока он физически не может. У первоклассников, информирует родителей Марьяна Безруких, уже не четыре урока, как раньше, а шесть. Два урока так называемой внеурочной деятельности. Только на этих двух уроках зачастую продолжаются уроки основных предметов. Не успели математику – продолжили. За все это ребенок платит высокую цену – страдает его психическое и физическое развитие.
В-третьих, утверждает Марьяна Безруких, гиперопеки взрослых, о которой принято говорить, попросту нет. Школы превратились в огромные холдинги, в которых совсем потерялась связь родителей и учителей. Почему? Родитель боится педагога, а воспитатель (учитель) избегает общения с родителем. Поэтому родитель просто игнорирует школу, считая, что все постепенно образуется само собой. Хорошо, если образуется. А если нет?
Марьяна Безруких рассказывает, что все больше случаев, когда родители просто не видят невроз у своего ребенка. И рассказывает случай. Пришли родители. Причина обращения – дитя плохо общается со сверстниками. Родители показывают его тетрадку. Она обтрепана со всех сторон. Ребенок ее грызет. Еще он грызет карандаши и ногти. Спит только за перегородкой, потому что иначе окажется на полу. Он консервативен во всем, не пробует ничего нового. Обратили ли на это внимание родители? Нет. Возможно, школе и родителям надо больше общаться другу с другом, чтобы не упустить ребенка, дает совет Марьяна Безруких.