Ярослав Кузьминов и Андрей Фурсенко (на заднем плане) весьма критически смотрят на нынешнее состояние системы образования. Фото с сайта www.hse.ru
Система среднего и высшего профобразования в РФ недофинансирована, поэтому мы не можем конкурировать с Западом. Но у наших граждан есть стойкое желание учиться. Что делать с этим? Пересмотреть системы лицензирования и аккредитации вузов, перестать финансировать слабые университеты, вместо двух обязательных ЕГЭ сделать шесть и учесть готовность родителей платить за обучение детей – такие предложения влиятельные эксперты готовы дать правительству.
На прошедшей ХVIII Апрельской конференции в Высшей школе экономики обсудили стратегию образования (до 2025 года). Выступающие были объективны в своей оценке нынешнего состояния системы. Как напомнил ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, около 25% школьников не усваивают объем школьных программ по математике, русскому языку и другим предметам. Из-за этого Россия, по мнению ректора, недополучает 10–12% ВВП. Вместе с тем у нас есть хорошая традиция – учиться. И если бы финансирование системы образования было таким, чтобы давало маневр для развития, дело бы сдвинулось с мертвой точки. Пока же, по словам Кузьминова, мы отстаем от всех стран, с которыми конкурируем, по доле ВВП на эту отрасль. Еще и расходы на образование консолидированного бюджета с 2013 года постоянно снижаются.
Самым слабым звеном у нас, судя по основному докладу, является система среднего профтехобразования. А в ней сегодня, кстати, учится почти половина старших школьников. Как и раньше, среднее профобразование собирает молодежь из самых бедных слоев населения. А общая проблема для всех школ, техникумов и вузов – они не формируют так называемую «новую грамотность» – финансовую, медицинскую, правовую. Практически игнорируются ключевые компетенции XXI века, такие как работа в команде, решение проблем, проектная деятельность.
Ректор Всероссийской академии внешней торговли (ВАВТ) Сергей Синельников-Мурылев нашел и другие слабые места в системе высшего образования. Его беспокоит тема распределения государственного финансирования среди университетов страны. По мнению Синельникова-Мурылева, распределение контрольных цифр приема между вузами непрозрачно. Зачем финансировать бюджетные места, которые не нужны экономике, вопрошает ректор.
Сегодня большая часть денег идет в ведущие университеты либо вузы, важные для развития региона, напомнил ректор ВАВТ. А если этот региональный вуз слабый, надо ли его вообще поддерживать? «Кроме того, настораживают попытки Минфина сделать нормативы (сколько тратится на одного студента) «подобием цены» за обучение в вузе», – заявил ректор Синельников-Мурылев. И он же предложил дать возможность вузам оплачивать постоянные расходы как и раньше – по смете. «Нигде, ни в одной стране мира рынка образования нет», – напомнил Сергей Синельников-Мурылев.
Не устраивает ректора ВАВТ и деятельность Рособрнадзора. Аккредитация и лицензирование вузов – это практически формальная процедура. А должна быть связана с репутацией тех, кто ее проводит. Система мониторинга эффективности, увы, совсем даже не эффективна. По мнению ректора, критерии в ней часто меняются, и справедливой картинки пока она не дает.
Ректор посетовал, что государство регулирует количество платных студентов. И удивился, почему этот вопрос вуз не может решать самостоятельно. Синельников-Мурылев также выступил с инициативой: расширить список обязательных ЕГЭ с двух до пяти-шести.
В общем, слабых мест в системе образования много. Исправить ситуацию за счет госбюджета скорее всего не получится. А справляться с этим как-то надо.
Ярослав Кузьминов привел данные, что население в принципе готово платить за качество образования. «Сегодня резко возросла численность граждан, готовых платить за качественное образование своих детей, – заявил ректор ВШЭ. – 31% граждан готовы отдать за это доброе дело 5% от своего дохода. И 10% готовы платить 15% своего дохода. Для сравнения: всего лишь 20% людей готовы софинансировать свое лечение».
Выступление помощника президента РФ Андрея Фурсенко завершало двухчасовую дискуссию о стратегии развития образования в РФ. «Много ли принципиально нового услышали мы сегодня? – не пожалел коллег Андрей Фурсенко. – Мы можем сколько угодно говорить, что денег ни на что не хватает... Их всегда не хватает. Поэтому надо делать ставку на кого-то одного: на сильного или на слабого. Делая это, мы понимаем, что других обездолим. Но без этого нельзя... Я по своему опыту знаю, что деньги всегда найдутся на точки прорыва. Их не дадут просто на недофинансированное образование. Потому что недополучают сегодня все. Послушайте, что говорят в других министерствах, и вы это поймете. Так что мы должны еще раз принять трудное решение».
А далее Андрей Фурсенко напомнил о том, что более 10 лет назад в условиях ограниченного бюджета было принято решение начать приоритетный национальный проект «Образование». И это был лучший путь для ускоренного развития экономики, считает помощник президента сегодня.