Большинство участников диктанта имеют проблемы со знаками препинания. Фото Агентство «Москва»
Прошел тотальный диктант. Как сообщалось ранее, это должно было случиться на 3008 площадках в 866 городах и поселках в 71 стране. На территории РФ площадки акции открылись в 585 населенных пунктах, практически во всех регионах. Больше всего площадок было в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске. Участие в тотальном диктанте было бесплатным, добровольным, доступным, одновременным и даже анонимным.
Тотальный диктант – это ежегодная образовательная акция в форме добровольного диктанта для всех желающих. Она должна дать возможность каждому человеку проверить знание русского языка. Идея диктанта для всех желающих родилась в Новосибирском госуниверситете в 2004 году. Сегодня диктант проходит одновременно в десятках городов России и мира (с поправкой на часовые пояса).
Автором текста тотального диктанта 2017 года стал писатель Леонид Юзефович. Он же и диктовал текст на центральной площадке акции – в Новосибирском государственном университете. Каждая часть текста Юзефовича – это небольшое эссе про один из родных городов автора: Пермь, Улан-Удэ и Санкт-Петербург.
Большинство участников диктанта, судя по прошлым результатам, имеют проблемы со знаками препинания. Среди типичных грамматических ошибок – написание «на границах слов», то есть написание в одно слово или с пробелом. Сразу скажу, что у Натальи Романовой, филолога и нейрофизиолога, я нашла любопытный совет, как бороться с этим явлением. Во всех случаях раздельного написания ошибиться просто нельзя, их рука пишет сама, объясняет Наталья Романова. А вот где есть трудность, там пишется слитно. Это главный закон письма, считает она, неизвестный традиционной грамматике. Если есть сомнения, неуверенность – это сигнал к слитному написанию.
Но вернемся к диктанту. Обычно после после таких громких акций говорят, что грамотность населения падает. И по привычке вспоминают виновных. Традиционно винят СМИ и ТВ (за отсутствие образцов правильной речи). Родители и учителя причиной снижения уровня грамотности школьников считают компьютерные игры, снижение интереса к литературе, безответственное отношение к жизни, вредные привычки и агрессивное окружение.
Чиновники видят причину еще и в процессах, связанных с внутренней миграцией. И опять другой взгляд на это явление я нашла у той же Натальи Романовой. Она считает, что безграмотность как явление была всегда и примерно в тех же пропорциях, что и сегодня. Просто с развитием Интернета это явление стало более заметным. Всегда во все времена был, например, один и тот же процент людей, абсолютно не справляющихся с правилами грамматики. Таких людей называют дисграфиками. Дисграфия связана не с уровнем и качеством обучения и образования, а с незрелостью клеток мозга, с недоразвитием его структур в результате родовых травм и воздействием других факторов до родов.
Обычно безграмотность напрямую связывают с образованностью и уровнем культуры человека. И многие компании стремятся даже не брать людей, пишущих с ошибками. Вспоминается ситуация прошлого года, когда глава Департамента культуры Москвы Александр Кибовский подписал постановление, согласно которому сотрудников департамента будут штрафовать за ошибки, допущенные в документах. Каждая орфографическая ошибка обойдется чиновнику в 30% премии, пунктуационная – в 15%.
Но многие эксперты готовы утверждать, что культурный уровень и ошибки при письме лежат в разных плоскостях. Высококультурные и образованные люди могут быть дисграфиками и писать с ошибками. И наоборот, бывают люди с абсолютной грамотностью письма, но при этом они могут оставаться малокультурными гражданами. Впрочем, все равно лучше писать грамотно. И проверять иногда свои знания.
Я, например, в этом году впервые приняла участие в акции. Писала диктант в Московском городском педагогическом университете (МГПУ). Общее впечатление – все это проходит весело, непринужденно и легко. Мне показалось, что взрослые писали диктант, особо не задумываясь. Молодежь иногда посматривала в потолок, что-то вспоминая. Кстати, авторы альтернативного метода обучения грамматике считают: чем больше человек знает правил и старается их применить во время диктанта, тем больше делает он ошибок.
Призыв «писать грамотно – это модно» я полностью разделила с авторами слогана, когда заглянула в соседнюю аудиторию, где с диктантом чуть подзадержались. Причем попала не просто на тотальный диктант, а еще и на «тотальную свадьбу». В аудитории, забитой под завязку, писали текст молодожены. Пришла милая, хипстерская молодежь. После акции пили шампанское, ели торт. Кто-то говорил, что текст трудный. Кому-то он показался необычайно легким.
Ректор МГПУ Игорь Реморенко, который дал интервью после акции, успокаивая участников, сказал, что он и сам, когда первый раз писал тотальный диктант, наделал в нем ошибок. На этот раз он трудился «диктатором» и сказал, что эта задача не менее трудна. Очень нелегко удержаться от подсказки, хотя бы интонационной. Певица Лена Перова, которая диктовала текст в другой аудитории, тоже изо всех сил старалась не подсказывать. Она же рассказала, что вопрос по тексту возник только у одного участника: 17-летний юноша не знал, кто такие «ссыльные».
Трудно было понять, чего в эмоциях певицы по этому поводу было больше – радости, что жизнь у юноши такая незамутненная, или огорчения по поводу того, что между 17-летними и другими поколениями сегодня вдруг выросла целая стена. И разрушить ее призван в том числе и этот диктант.