На сегодняшний день в федеральном перечне – 1276 учебников. Фото Trend/PhotoXPress.ru
Концепции преподавания по всем основным школьным предметам должны быть приняты до конца 2017 года, заявила на днях министр образования и науки РФ Ольга Васильева. По словам министра, уже созданы концепции по вопросам математики, русского языка, отечественной истории. Заканчивается подготовка концепции по обществознанию.
Для начала следует сказать, зачем вообще нужна концепция. Как говорит Ольга Васильева, она нужна, чтобы можно было написать новые учебники по предметам, соответствующие новым федеральным госстандартам в образовании. А затем можно будет уже и наводить порядок в федеральном перечне учебников, которых на сегодняшний день 1276. Это огромная цифра, считает министр. И такое количество учебников «не соответствует тем задачам, которые перед ними стоят».
Проект новой концепции обществознания пытались недавно «протащить» на конференции профессионалов «Стратегии преподавания истории в общеобразовательной школе», организаторами которой стали Ассоциация учителей истории и обществознания, Российское историческое общество, Институт всеобщей истории РАН, Государственный университет гуманитарных наук. Больше всего возражений у учителей вызывает тот факт, что в новом проекте концепции существенно ничего не изменилось после ее бурного обсуждения и год, и полгода назад. Зачем тогда все это нужно было, возмущаются учителя.
Что предлагает концепция сегодня? Предполагается, что обществознание школьники будут изучать в 6–9 классах, а в 10–11 классах планируется закрепление ранее изученного материала, чтобы ученики могли проанализировать пройденное. Полгода назад выступающие были против предложенного в концепции примерного распределения тематических приоритетов по годам обучения, а именно: против того, чтобы обществознание как предмет изучалось с 7-го, а не с 5-го класса.
Кстати, выступление перед учителями истории главы Рособрнадзора Сергея Кравцова в принципе дает лишний аргумент сторонникам повышения возраста. Глава службы говорил, что все проблемы со знаниями начинаются в средней школе. В начальной со знаниями все обстоит благополучно. А в старшей тоже неплохо – вступает в силу мотивация, многие школьники задумываются о своем будущем. В провале – средняя школа. Кравцов, конечно, приводил тезис в пользу Всероссийских проверочных работ. Но ситуацию со знаниями в средней школе вообще трудно исправить, потому что здесь вступают в силу скорее возрастные психологические характеристики и причины организационного порядка в учебных заведениях.
Авторы концепции предлагают усилить межпредметные связи с учебными предметами: «Основы религиозных культур и светской этики», «История России», «Всеобщая история». И вести работу по воспитанию у обучающихся неприятия национальной и религиозной розни, общественно опасного и неправомерного поведения в обществе. Внимание уделяется также знаниям в области основ экономики. Концепция предлагает обучать финансовой грамотности и устройству банковской, налоговой, пенсионной систем, системы страхования.
В прошлом году говорили о том, насколько скудное представление имеют авторы концепции о формах и методах, используемых учителями. И отсутствие синхронизации курса «обществознание» с предметом «история». В новом варианте претензии все те же. Многих настораживает пункт о «проектно-деятельностном» подходе к обучению в старших классах, согласно которому дети будут в школе готовить проект. И результаты этой деятельности (защита проекта) будут позже учитываться при поступлении в вузы. Кратко суть данного подхода можно сформулировать так: приоритет «уметь» над «знать» и «понимать».
Почти год назад глава комитета Госдумы РФ по образованию и науке Вячеслав Никонов признавал четкость претензий профессионалов для исправления недостатков существующей программы. В ней нет целостности, в некоторых учебниках имеются разнотипные параграфы, одни из них чересчур простые, другие же слишком нравоучительны и далеки от жизни.
А вот что пишет сегодня на эту тему доцент кафедры теории и методики преподавания истории, обществоведения и права в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете Ирина Крутова: «Первый вопрос – чему учить на обществознании – в четырех разных местах написано по-разному. В качестве главных обозначены воспитательные цели курса, но на итоговой аттестации личностные результаты не проверяются и, как ясно далее по тексту, спрашивать будут вполне конкретные знаниевые единицы... Теперь методы и технологии... игровые, проектные, исследовательские, моделирование, дебаты и прочее в том же ракурсе. То есть поиграли, подискутировали, помоделировали... и по репетиторам готовиться к ОГЭ и ЕГЭ? Кто, где, когда доказал, что именно эти приемы эффективны в обучении обществознанию и... для чего? Интересно, а репетиторы используют на занятиях за деньги столь передовые методы или все-таки более актуальным и востребованным остается несовременный пересказ и ему подобные?»
Ирина Крутова предлагает учителям провести флешмоб, чтобы показать чиновникам, как их программы выглядят в действии.
Даже такой небольшой срез огромной дискуссии свидетельствует о том, что авторов концепции ожидает наисложнейшая задача. Как скорректировать программу по обществоведению для школьников, чтобы угодить и «либералам», и «консерваторам»? По словам академика Александра Чубарьяна, сейчас готовится учебник по обществоведению под руководством Вячеслава Никонова. Перед коллективом стоит задача закончить его до конца года, но с учетом обсуждений, вероятнее всего, на это уйдет около полутора лет.
«Идеальный вариант – вводить новые учебники с 2018 года, но скорее всего это будет с 2019-го. Работа идет, работа очень интенсивная. Но пока мы не получим то, что всем понравится, мы, естественно, выходить не будем, никакой гонки и сроков нет», – подчеркивает академик Чубарьян.