Среди молодежи остались достаточно узкие высокоинтеллектуальные группы, для которых чтение остается ценностью. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru |
Классика школьниками ценится так же высоко, как и ранее. Но изучают они ее чаще по экранизациям литературных произведений. В новом исследовании сотрудников ВШЭ о том, что и почему читают школьники.
Любовь Борусяк, доцент департамента интегрированных коммуникаций НИУ Высшая школа экономики, анализировала чтение молодых. Выяснилось, что ценность русской литературы для современных школьников по-прежнему имеет большое значение. Однако на практике они нередко подходят формально к освоению произведений и не способны к анализу их содержания. Одна из причин этого в 150–200-летнем временном разрыве между периодом написания произведений и жизнью современных старшеклассников.
В исследовании «Чтение как ценность в среде молодых российских интеллектуалов» было опрошено более 700 старшеклассников из разных городов России на предмет их отношения к литературным произведениям из обязательной школьной программы. Пока еще половина школьников считает русскую классику актуальной и находит в ней ресурсы для собственного развития. Помогает им в этом киноиндустрия. Альтернативой фильмам могут быть спектакли, а также аудиокниги и краткое изложение литературных шедевров, которое можно найти на многочисленных сайтах в Интернете.
При этом подростки не всегда осознают, что прибегают к альтернативным методам освоения литературного содержания. «Подобные практики стали настолько естественными, что школьники этого даже не замечают, – отмечает Любовь Борусяк. – Доказательство этому и то, что старшеклассники заносят в списки любимых те произведения, которые не читали, но смотрели их экранизации. Так, большинство опрошенных, которые указали «Обломова» и «Бесприданницу» в качестве любимых произведений школьной программы, – это не читатели, а зрители».
Самые популярные среди подростков экранизации классики – «Война и мир» Сергея Бондарчука; «Жестокий романс» Эльдара Рязанова («Бесприданница»); «Несколько дней из жизни Обломова» Никиты Михалкова («Обломов»); «Тарас Бульба» Владимира Бортко. В число альтернативно освоенных попадают и «Преступление и наказание», и «Евгений Онегин», однако реже, чем перечисленные выше произведения.
Любимые произведения у российских старшеклассников – «Преступление и наказание» и «Отцы и дети». Они лидируют по числу положительных отзывов. Однако, когда доходит дело до того, чтобы объяснить, чем именно увлекают эти романы, подростки приходят в затруднение. «Как показывают комментарии ко всем произведениям, не только к роману Достоевского, 10–11-классники не умеют рефлексировать свои чувства и эмоции по отношению к литературным произведениям, не говоря уже о каком-то анализе их художественных особенностей», – отмечает Борусяк.
Некоторое исключение составляет роман «Мастер и Маргарита». Комментарии к нему также не отличаются глубиной и наличием анализа, но при этом полны эмоций.
В ходе исследования выяснились также литературные антипатии. Роман «Война и мир» лидирует в числе непонравившихся произведений среди девушек, правда, занимает третье место в числе понравившихся среди юношей. Также девушек раздражают пьеса «На дне» и поэма «Кому на Руси жить хорошо». Они предлагают убрать их из школьной программы. Юноши, в отличие от девушек, на вопрос «что не понравилось?» чаще всего отвечали: «все не понравилось» или «ничего не понравилось». «Это во многом проявление протеста – многие подростки (почти исключительно юноши) таким образом демонстрируют, что им не нравятся школьные подходы к изучению литературы, основанные на дисциплинировании, навязывании, контроле и санкциях», – считает Борусяк.
На риторическом уровне большинство подростков ценность книги отмечают, и скорее всего она успешно усваивается основной частью школьников. При этом половина подростков (57%) пока еще считают классические произведения актуальными (современными). Однако около 45% российских подростков отметили, что классика устарела.
Около 20% опрошенных (12,4% девушек и 27,5% юношей) практически не читают книг сверх школьной программы. Более половины старшеклассников читают 1–2 книги в месяц. Более 20% – 3–4 книги. Мальчики читают заметно меньше, чем девочки. При этом в списках читаемых ими книг фигурируют переводные и/или отечественные фэнтези.
«В молодежной среде остались достаточно узкие высокоинтеллектуальные группы, для которых чтение остается высокой ценностью», – отметила Любовь Борусяк. Но даже для этих групп, как считает исследователь, характерно отсутствие интереса к современной литературе, к новому в литературе. По крайней мере, если говорить о произведениях современных российских фаворитов, для легкого чтения на досуге чаще всего фигурирует зарубежная фантастика.
Вообще фантастика и фэнтези являются наиболее популярными литературными жанрами среди молодежи. Погружение в фэнтези – это своего рода форма ухода из существующего мира, возможность увидеть иную реальность, функционирующую по другим законам. Однако, по мнению исследователя, есть и другая, не менее важная причина популярности фэнтези среди молодежи. Молодым людям важно не только читать, но и участвовать, и книги жанра фэнтези создают для этого богатые возможности.