Некторые эксперты предлагают проводить ЕГЭ чуть ли не с 4-го класса школы с целью проверки реальных знаний учащихся. Фото Агентство «Москва»
Помощник президента РФ Андрей Фурсенко выступил снова в защиту ЕГЭ. Главным достижением экзамена он по-прежнему считает приобретенную возможность социального лифта для детей из глубинки. А сотрудники Высшей школы экономики главным достижением ЕГЭ назвали тот момент, что благодаря экзамену вузы включились в борьбу за качество образования.
«ЕГЭ – это объективная оценка, – приводит слова Андрея Фурсенко агентство ТАСС. – Ни одна система оценки не может быть идеальной, они все имеют свои недостатки. Но из тех систем, которые на сегодняшний день использовались, она является оптимальной». Андрей Фурсенко, которого считают одним из отцов-основателей ЕГЭ, по-прежнему уверен в правильности его выбора. Главная заслуга ЕГЭ в том, что выпускники школ из разных регионов страны смогли поступить в любой вуз страны, включая ведущие университеты Москвы или Санкт-Петербурга. До введения единого госэкзамена количество иногородних студентов в столичных вузах составляло чуть больше 10%.
Программу модернизации школы, предусматривающую ввод единого госэкзамена, начала разрабатывать команда под управлением министра образования РФ Владимира Филиппова в самом конце 90-х. Идею ЕГЭ реализовал пришедший на смену Владимиру Филиппову министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. Ему же досталась и львиная доля критики ЕГЭ. А вот Дмитрий Ливанов, занявший пост министра в мае 2012 года, уже практически почивал на лаврах. Хотя недовольство ЕГЭ не утихло и по сей день. Но что же стало с доступностью высшего образования?
Сотрудники ВШЭ на основе материалов VII международной конференции российской ассоциации исследователей высшего образования «Современный университет между глобальными вызовами и локальными задачами» (2016) дают такую картину охвата высшим образованием сегодня.
Общий показатель охвата молодежи программами высшего образования в России составляет 33%, однако ситуация в регионах сильно различается. Наибольший охват в вузах Курской области (49,6%), Московском регионе (49,2%), Томской области (46,4%). Высокий результат в Курской области, где обучается примерно 1% всех студентов России, объясняется сравнительно большой сетью вузов с учетом численности населения региона. В Курской области 14 вузов, контингент которых варьируется от 380 до 6100 студентов. Почти в половине регионов охват составляет менее 28%. В Ненецком автономном округе (вузы отсутствуют) и Чукотском автономном округе получение высшего образования крайне затруднено. То же касается и некоторых регионов, таких как Республика Дагестан, Республика Алтай, Чеченская Республика, Республика Ингушетия, Республика Тыва и Ямало-Ненецкий автономный округ.
«Благодаря ЕГЭ вузы сегодня включились в борьбу за качество образования», – сообщают эксперты ВШЭ. В качестве показателя, характеризующего качество образования в регионе, используется доля студентов в вузах региона, зачисленных на первый курс со средним баллом ЕГЭ от 70. Средний балл ЕГЭ не только является индикатором селективности вуза, но и косвенно говорит о качестве образования. Чем больше абитуриентов с высокой оценкой знаний в конкретном вузе, тем качественнее образование он дает.
Вероятность стать студентом более «качественного» вуза выше в Санкт-Петербургском и Московском регионах, Томской и Свердловской областях. При этом в 29 регионах отсутствуют вузы с баллом ЕГЭ выше 70.