Шахматные турниры школьников – прообраз будущих уроков шахмат. Детям нравится. Фото с сайта www.rgsu.ru
О том, как депутатов Госдумы научить дресс-коду, а детей – шахматам, обозреватель «НГ» Наталья САВИЦКАЯ беседует с ректором Российского государственного социального университета Натальей ПОЧИНОК.
– Наталья Борисовна, из вашего вуза выходят монахини-журналистки, у вас идут массовые шахматные турниры, у вас обучаются инвалиды, изучаются проблемы детства и старости… Как это все связано с традиционным пониманием высшего образования?
– Наш университет – высшее учебное заведение, научная организация и площадка апробации социальных инноваций. Мы даем образование по широкому гуманитарно-социальному профилю. За рубежом все это объединяется под одним термином – Social science.
Мы занимаемся не только социальной тематикой, хотя это одно из профилирующих направлений, но и готовим специалистов по направлениям, связанным с теологией, медиа, социологией, экономикой, социальным предпринимательством. По некоторым из них РГСУ выступает не только важным методологом, идеологом, но и главным экспертом для органов государственной власти. Мы предлагаем концепции, фактически меняющие всю систему работы по тому или иному направлению.
– Например?
– Взять хотя бы один из наших последних проектов – создание Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ. Пусть вас не пугает слово «центр». Это не строительство какого-то отдельного здания, это просто иная организация работы с инвалидами. Ведь самая большая сложность заключается в определении образовательной траектории ребенка с инвалидностью. Для решения этой проблемы внедрены электронные сервисы личного кабинета, обеспечивающие возможность профконсультирования, а также загрузку информации для поступления абитуриента в вуз и учет его индивидуальных достижений. Что-то может подкорректировать такой специалист, как профориентолог.
Разработка авторского образовательного курса в РГСУ поможет дать возможность получать эту профессию и психологам в школе. Профориентолог – это не просто психотерапевт, который помогает ребенку справляться с тяжелой жизненной ситуацией, но и подскажет, как быть успешным в жизни.
– А инвалиды вообще мотивированы учиться?
– Как показывают наши многолетние наблюдения, сегодня они, как и обычные студенты, менее мотивированы, чем их сверстники, еще несколько лет назад. Причины очевидны: региональный рынок труда не связан с образованием, а профориентация до сих пор проводится формально. Вот и получается разрыв.
– Ваш Ресурсный центр – это аналог какой-то зарубежной программы?
– Это собственные разработки. Инклюзия не вызывает вопросов на Западе, там уже все давно знают, как и что надо делать, чтобы человек с инвалидностью был включен в социум. Поэтому формирование каких-то отдельных центров по решению задач адаптации их к обычной жизни там не актуально. Инвалид на Западе может получать качественное образование и быть востребованным на рынке труда, нам же только предстоит добиться такого положения дел. Но мы быстро растем.
– Сегодня уже что-то делается в преодолении препятствий для инвалидов. И общество воспринимает их – нет?
– Важно постоянно развивать позитивное восприятие людей с инвалидностью, подкреплять это техническими решениями, способствующими развитию не только безбарьерной среды, но и доступности самих образовательных программ и жизни в кампусах. Этим, собственно, мы и занимаемся.
– Я видела очень много детей, принимающих участие в ваших шахматных турнирах. Вы исследуете тему «Дети и шахматы»?
– Да. У нас через несколько дней пройдет научная конференция, которая даст ответ, в частности, и на вопрос, могут ли шахматы стать школьным уроком. Например, в качестве урока физкультуры или факультатива. В нашем университете есть такие ресурсы – уроки шахмат Анатолия Карпова, которые готовы для массового внедрения в систему школьного и дошкольного образования.
– Но для организации уроков по всей стране нужны еще и учителя.
– Безусловно, здесь проблема. Но уже сейчас есть технологии, способные обучить преподаванию игре в шахматы. Я убеждена, что развитие Национальной студенческой шахматной лиги позволит включить крупнейшие университеты страны в систему подготовки учителей шахмат.
– У вас есть еще проекты, связанные со школой?
– У нас много проектов ведется именно для школ. В частности, мы учим школьников тому, как создавать медиацентры в молодежной среде, как привлекать ребят в профессию журналиста. Пользуются огромным спросом у школьников наши волонтерские программы и проекты в сфере социального предпринимательства.
– Мне рассказывали также о ваших разработках дресс-кода для преподавателей и студентов. Это так?
– Мы разработали правила того, как наши студенты и преподаватели должны выглядеть в стенах РГСУ. Это своего рода рекомендации, но мы хотим, чтобы им следовали. Мотивировали всех тем, что они – будущие лидеры направлений и дресс-код для них очень важен.
Отдельно мы проводим курсы для преподавателей о стиле и офисной моде, призывая следовать деловому этикету не только в одежде, но и в поведении. Преподаватели должны быть примером для студентов и комфортно себя чувствовать, разговаривая с представителями власти, предпринимателями и чиновниками. Я считаю, что это очень важно для бренда любой организации, а не только университета.
– У вас понятие «дресс-код» затрагивает поведение?
– Очень часто происходят какие-то неприятные ситуации, связанные с поведением педагогов в публичном пространстве и соцсетях. Когда молодые учителя используют этот ресурс, не думая, что их фото общедоступны и для учеников. В некоторых странах есть такой кодекс корпоративной этики, включающий правило, что учителя из школ и вузов могут использовать социальные сети только в служебных целях. Размещать там важную информацию, связанную исключительно со служебными делами. Мне кажется, об этом уместно говорить и у нас.
– Может, вам имеет смысл обучить дресс-коду и представителей власти?
– Полагаю, что курс, который мы разработали для наших преподавателей, вполне уместен и для депутатов, и для чиновников. Почему бы и нет? Он объясняет принципы формирования гардероба деловых людей и учит разбираться не только в том, какие цвета уместны, но и какие жесты приняты, какие нормы общения приветствуются. Я уверена, что каждый депутат заинтересован в том, чтобы избиратель видел в нем серьезного и уверенного в себе человека.
– А почему у нас такие темы вообще возникают – как вести себя с инвалидами, как одеваться в Госдуму, как вести диалог с избирателями?
– Это все вопросы бытовой культуры, которой не сказать что у нас совсем не было. Просто об этом надо напоминать людям почаще. И готовить специалистов, умеющих работать в этом направлении.