Уже на первом курсе у трети студентов есть признаки тревожного состояния. Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Эмоциональное выгорание свойственно не только педагогам, но и студентам. Пики его приходятся на второй и четвертый курсы. Концентрация коммуникаций в учебной среде сгущает образовательный контекст, и это «сгущение» составляет основу эмоционального выгорания. Но избежать стресса можно.
Среди причин, вызывающих эмоциональное выгорание, – большая учебная нагрузка и очень широкий круг взаимодействий, а также избыток общения в соцсетях, в том числе и с учебными целями. К такому выводу пришла Елена Кудрявцева, доцент департамента менеджмента НИУ Высшая школа экономики в Санкт-Петербурге, проведя опросы студентов ВШЭ. Студент постоянно находится в центре внимания, видит комментарии о своих действиях. Это тоже усиливает напряжение.
На первом курсе у половины студентов нет признаков эмоционального выгорания (они еще спокойны и открыты). В то же время примерно у трети есть первые симптомы этого тревожного состояния. На втором курсе тревожное состояние нарастает. На третьем курсе ощущения ребят стабилизируются. А к четвертому курсу наступает развязка сюжета. «Часть студентов избавляется от эмоционального выгорания, а у части развивается негативное состояние», – пояснила эксперт.
Усиливают стресс студента занятия по не интересующей его специальности, считает проректор по методической работе и инклюзивному образованию, кандидат технических наук Российского государственного социального университета Альбина Бикбулатова. Ведь известно, что не все поступают туда, куда хотят. Проходит время, и у студентов начисто пропадает мотивация. «Сейчас пошел такой контингент молодых людей, у которых очень низкая мотивация к саморазвитию», – подчеркивает в беседе с обозревателем «НГ» Альбина Бикбулатова.
Как спастись студенту от этого стресса? Стресс от учебы можно снимать, чередуя виды деятельности, – кроме занятий должны быть и интересные хобби, считает Елена Кудрявцева. Или участием в научных исследованиях, то есть активным включением в «академический контекст». Это помогает учащимся почувствовать себя нужными, ощутить вкус науки и преимущества коллективной работы. Дополнительная социальная активность, например участие в студенческом самоуправлении, сплоченность студенческой группы, чувство локтя – все это тоже антистрессовые факторы.
Общеизвестный факт, что начиная практически с третьего курса студенты уже работают. Раньше работающий студент перед сессией сел, выучил, сдал и забыл. В РГСУ, как рассказывает Альбина Бикбулатова, реализована электронная среда за контролем качества образования. Пока студент не сделал ряд шагов – он не сможет выйти на экзамен. Он все равно должен освоить материал. При использовании современных коммуникационных технологий работающий студент может в любое время зайти в электронный кабинет, посмотреть какие лекции читались. Получить в свое распоряжение все материалы. Электронная среда является контрольным элементом качества знаний.
«Это очень тяжело внедряется, – рассказала Альбина Бикбулатова, – потому что исключает многие возможности, которыми могли бы воспользоваться студенты в каком-то другом вузе». Сам экзамен при этом составляет только 20% от общей оценки. Пока студент системно не проработает материал, получить положительную оценку он не сможет. И только затем студент показывает свою положительную оценку на экзамене.