Качество преподавания в обычной школе и в школе с углубленным изучением предметов стало различаться меньше. Фото PhotoXPress.ru
Новые тенденции в образовании выявили сотрудники Российской академии народного хозяйства при президенте РФ (РАНХиГС), опираясь на итоги ежегодного мониторингового исследования Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС.
В статье, опубликованной в журнале «Высшее образование», профессор, доктор экономических наук Елена Авраамова и кандидат экономических наук Дмитрий Логинов приводят данные и по среднему, и по высшему и поствысшему образованию. Согласно приведенной в статье статистке, многие родители по-прежнему нацелены на то, чтобы дать своим детям высшее образование. И это та цель, которая определяет и выбор школы, и всю дальнейшую траекторию обучения школьника.
Численность выходцев из малообеспеченных семей, посещающих школы с углубленным изучением предметов, возросла на 5,6% по сравнению с прошлым годом. Это говорит, что еще больше родителей уверовало в то, что получить хорошее профессиональное образование можно лишь после обучения в хорошей школе. Люди убеждены, что, даже если ребенок обучается в хорошей школе, ему необходимы дополнительные занятия. На выбор школы (в качестве «хороших» в данном исследовании рассматривались школы с углубленным изучением предметов, гимназии, лицеи) влияет материальное положение семьи. Чем выше достаток, тем вероятнее, что ребенок посещает школу с углубленным изучением предметов, гимназию или лицей.
Чтобы поступить в хорошую школу, нужно пройти интенсивную дошкольную подготовку – так считает большинство родителей. Поэтому такую интенсивную подготовку проходят дети, которые впоследствии поступают в школы с углубленным изучением предметов. Только 9% детей по разным причинам поменяли однажды выбранную школу.
Из опросов родителей видно, что их планы в будущем предоставлять ребенку возможность посещать дополнительные занятия могут измениться в связи с кризисными явлениями в экономике. Только 7,5% родителей школьников сообщили, что их не коснулись негативные явления в экономике, а 85% родителей в той или иной степени оказались ими затронуты. 40% родителей уверены, что им не придется менять выстроенные для детей образовательные стратегии.
Как следует из опросов директоров школ, основное содержательное ядро школьного образования должно быть стабильно и не должно меняться. При этом необходимо добавлять новую информацию, отражающую развитие науки. Основные изменения в образовательном процессе должны касаться методов и способов преподавания с учетом повсеместного распространения новых информационных технологий.
Дистанционное обучение есть практически во всех школах и, как правило, используется только в тех случаях, когда ученик не может посещать школу вместе с другими.
Все директора считают, что изменения в школьной системе – неважно, касаются ли они содержания или формы образовательного процесса, – должны вводиться очень осторожно, постепенно, без слома сложившейся традиционной системы. Позитивные тенденции заметны в формировании внутренних условий успешности школ, некоторые директора связывают это с созданием советов родителей, попечительских советов.
Позитивные тенденции заметны в обновлении кадрового состава школ: возрастной интервал преподавателей сегодня составляет 40–45 лет, в то время как ранее он приближался к 45–50 годам. В 20% обследованных школ произошла, по сообщению учителей, интенсивная ротация кадров.
Еще одна тенденция состоит в том, что сегодня стало меньше различий в качестве преподавания между обычными школами и школами с углубленным преподаванием предметов. Но результатом названных сдвигов в качестве преподавания не стало, однако, повышение общего уровня подготовки учащихся.