Возможно, уже в близком будущем всех учителей ранжируют по трем категориям. Фото с сайта www.минобрнауки.рф
Как объявила глава Минобрнауки РФ Ольга Васильева, в скором времени в российских школах может появиться новая система должностей. «Сейчас разговор идет о том, чтобы ввести для учителя дифференцированную систему должностей в зависимости от сложности выполняемых задач, от ответственности, трудовой функции. И все это будет закреплено в профессиональном стандарте. Пока разговор идет о трех категориях: ведущий учитель, старший учитель, учитель», – приводят агентства слова главы министерства.
Введение новшества, по словам Ольги Васильевой, произойдёт к 1 января 2018 года. И это не может случиться раньше, считают эксперты, потому что в школе пока не созданы благоприятные условия для выполнения требований профстандарта. Нет достаточной материальной базы и есть дефицит узких специалистов – тьюторов, психологов, дефектологов и т.д.
Итак, названа пока такая градация: учитель, старший учитель и ведущий учитель. Учитель – это человек с педагогическим образованием и представлениями об основных навыках педагогического мастерства. Старший учитель – человек, уже владеющий педагогической практикой и, более того, готовый демонстрировать ее своим коллегам даже в классах с самым сложным контингентом. Ведущий же учитель – это ас, который координирует усилия всех участников образовательного процесса – учителей, родителей, школьных психологов и т.п. И понятно, что таких людей не может быть много, и как следствие – допускается, что он может «обслуживать» не одну, а несколько школ.
Надо сказать, что предложенная нынче схема отличается от тех аморфных проектов, которые озвучивала ранее экс-замминистра образования и науки РФ Наталья Третьяк. Напомним, что разговор о карьерном росте учителей был начат еще при министре образования и науки РФ Дмитрии Ливанове. И на семинарах министерства звучала такая градация учительства – ассистент учителя, помощник учителя, учитель, старший учитель, главный учитель, наставник, эксперт. Выглядела та система не просто громоздкой, но еще и непонятной, даже старомодной. Например, позиция «наставник» хотя и была понятна, тем не менее ассоциировалась скорее с образами советских времен и уводила в плоскость иных размышлений на эту тему. Или, например, позиция «ассистент учителя» была понятна, но уж очень ассоциировалась с научной деятельностью.
В общем, за предложенную градацию министерство Ливанова подверглось критике. Многие эксперты усматривали в том проекте аналог вертикальной (чиновничьей) карьеры – «главный», «старший» учитель. Такая система, будь она введена, утверждали знающие люди, даже при дальнейшем дроблении учительских категорий не позволила бы учителю расти профессионально. И уж тем более не позволила бы выявить и продвинуть более ярких предметников.
На самом-то деле идея деления учительства на категории, конечно, не нова. Стоит вспомнить некоторые вехи истории школы. В СССР в 1985 году были утверждены «Правила внутреннего трудового распорядка для работников общеобразовательных школ». По результатам аттестации наиболее отличившимся педагогическим работникам присваивались тогда звания «учитель-методист» и «старший учитель». А в системе дополнительного образования были еще и «воспитатель-методист» и «старший пионервожатый – методист».
К началу 90-х эта система морально устарела. Хотя нужда в материальном стимулировании учительства не отпала, а в последующие затем экономические кризисы даже возросла. В результате в 1993 году Министерством просвещения было принято положение об аттестации педагогических работников и введены квалификационные категории (первая, вторая и третья, или высшая) – на срок не более пяти лет – с соответствующими прибавками к зарплате. А потом стало очевидным, что возвратиться стоит не только к денежному стимулированию, но и к моральному...
Нет сомнения, что предлагаемая сегодня схема не самый последний вариант, еще будет совершенствоваться, но в ней уже заложен главный принцип. Помимо повышенной денежной составляющей, здесь есть и другое. По крайней мере, как нам кажется, здесь видна конечная цель карьеры педагога: если его труд уникален – он ценен, востребован, тиражирован. И круг детей, которые мотивированы учиться (заниматься школьным проектированием, исследовательской работой и т.д.), не очерчен узкими рамками одной школы. У учителя может быть теперь больше единомышленников, последователей (читай – славы). Теперь педагог может заслужить право, его перестанут таскать на формальные переподготовки, потому что он сам с утра до вечера вынужден совершенствоваться в своем предмете - ведь он на виду.
С другой стороны, здесь просматривается еще одна тенденция. Система действенна тогда, когда отвечает новым задачам школы. Например, появилось ныне такое явление, как инклюзивное образование. И получилось, что дети с особенностями физического или психического развития, требующие дополнительного педагогического внимания, начинают учиться в обычной школе. Поневоле у администрации школы теперь появляется нужда в прикреплении к этому ребенку взрослого. И появляется в классе, например, должность – помощник учителя, роль которого готов исполнить низший чин этой новой градации.
Так что у предложенной системы есть нюансы, отличающие ее от более ранних концепций.