Ольга Васильева с российскими школьниками – победителями олимпиад в 2016 году. Фото с сайта www.минобрнауки.рф
О талантливых детях чиновники говорят часто и много. И основной тезис этих речей в том, чтобы создать для этих особенных детей особые условия. Но вот на днях в Общественной палате РФ был проведен круглый стол, организаторы которого – факультет истории, политологии и права РГГУ при партнерстве Комиссии ОПРФ по поддержке молодежных инициатив – рассказали о том, что такая работа подчас бывает... просто бессмысленной.
Глава Минобрнауки РФ Ольга Васильева встретилась в конце декабря со школьниками, которые завоевали 38 медалей на международных предметных олимпиадах. «Ежегодно растет объем средств, выделяемых на подготовку команд РФ к международным состязаниям, в 2017 году этот показатель составит 57 млн руб.», – с гордостью сказала министр.
Любят госдеятели гордиться и просто талантливыми детьми. Их теперь, кстати, разделяют – талантливых и олимпиадников.
При этом о талантливых детях любят обычно говорить в контексте их отбора и обособления от обычных детей. Хотя даже сама министр образования успела заметить, что к критериям отбора таких ребят нужно отнестись с особым вниманием.
В этом с ней согласны целый ряд психологов, социологов и педагогов, которые на протяжении долгих лет занимаются этой темой. Более того, они считают, что вся чиновничья кропотливая, очень затратная и неблагодарная работа по выявлению и отбору особенных детей, в общем-то, не имеет большого смысла для общества и страны в целом.
Довольно любопытные доклады социологов, подтверждающие эту мысль, были представлены на недавно прошедшем круглом столе в Общественной палате РФ. Вот, например, выборка из опросов самих талантливых детей нынешнего года показала, что из 500 опрошенных только 5% связывают свою будущую деятельность с наукой. В основном это те, кто занимают лидирующие места в предметных областях. И только 23% детей вообще могут хоть как-то описать свое профессиональное будущее. 71% детей заявили, что их личный интерес не связан с той выбранной деятельностью, в котором они победили.
То есть то, что ребенок занят в каком-то проекте, зачастую не свидетельствует, что это его личный выбор. Просто «так карты легли». Именно преподаватель по этому предмету (тренер, тьютор) был хорош. У этих детей выбранное занятие не свидетельствует о какой-то крайней степени их личной заинтересованности и мотивации.
Поэтому лучше, убежден доктор психологических наук Александр Мелик-Пашаев, ко всем детям подходить с презумпцией одаренности. Склонность к творчеству – это не то качество детей, благодаря которому их надо выискивать и ставить в какие-то особые условия развития. «Это общечеловеческая способность нормально развивающегося человека, – заявил Мелик-Пашаев на круглом столе. – Человек по природе своей творец».
Позиция «ты – лучший», по мнению психолога, основана на тщеславном невежестве родителей, которые не понимают, чем это все чревато для ребенка в будущем. Поэтому невозможно даже представить масштабы родительского безумия после просмотра программы «Лучше всех» Первого канала ТВ, замечает психолог.
Раннее разделение детей на тех, кто из них годен, кто не годен к творчеству, и безнравственно, и чревато ошибками, говорит Александр Мелик-Пашаев. Оно бьет по тем детям, кто однозначно определен в таланты и ошибочно призван к этой роли с самого детства. Из истории мы знаем, что это чревато и психологическими травмами для детей.
Но хуже, когда родительская ошибка поддержана на государственном уровне. Вообще, считают психологи, к словам «одаренность», «талант», «способности» ребенка нужно подходить крайне осторожно. Ведь многие научные педагогические теории не дают однозначного ответа на такой вопрос – есть ли одаренность только у избранных, или она есть у всех детей? Поэтому приглядываться надо ко всем. Причем с раннего возраста.
Но большинство известных чиновничьих концепций выявления талантливых детей исключают этот возраст. Хотя заложенные в развитие ребенка дошкольного возраста средства дают стопроцентную отдачу. А вложения в школьный возраст, а тем более в студенческий – намного меньшую. Так считают многие известные психологи – Марина Холодная, Диана Богоявленская, Наталья Шумакова, которые занимаются этой проблемой уже много лет. Они уверены, что одаренность заключается не в том, как «дрессированы» дети, а в том, насколько они способны решать поставленные задачи.
И оценивать больше, уж если на то пошло, нужно не то, насколько силен потенциал того или иного ребенка, а насколько он мотивирован, насколько готов к полноценному участию в обсуждении научной темы. А это значит, нужно говорить о средах, пространствах, процессах, которые обеспечивают понятие включенности любого ребенка в процесс творчества. Работа с детьми не может быть поводом и средством сегрегации и разделения общества.
Ну и, конечно, собравшиеся на круглом столе напомнили, с какими вообще детьми сегодня взрослое население имеет дело. Оказлось, что самая модная и желанная профессия у детей – блогер. А самой большой угрозой в онлайн-пространстве, где они проводят большую часть времени, для них является кибербуллинг. Кстати, тот факт, что жена избранного президента США Мелания Трамп выбрала для своей благотворительной деятельности именно это направление – борьба с травлей детей в соцсетях, – явное свидетельство в подтверждение этого факта.