Мальчики подходят к изучению математики прагматичнее, чем девочки. Фото РИА Новости
Опубликованы результаты международного исследования качества образования PISA за прошлый год. Сообщая результаты, старший менеджер проекта PISA Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Питер Адамс рассказал, что с 2003 по 2015 год средний результат Российской Федерации по математической грамотности повысился на 26 баллов, а по читательской с 2009 по 2015-й – на 36 баллов.
Если ранее у российских школьников отмечались как минимум две проблемы – неумение выходить за рамки академических шаблонов и привязанность к стандарту, – то в этом году эксперты констатировали, что введение в процесс обучения практикоориентированных заданий способствовало улучшению ситуации. В 2015 году по сравнению с предыдущим циклом исследования 2012 года повысились средние результаты российских учащихся 15-летнего возраста: по математической грамотности – на 12 баллов (с 482 до 494 баллов; самые высокие результаты здесь у Сингапура, Гонконга, Макао (Китай) и Тайваня. Результаты российских учащихся статистически значимо не отличаются от результатов учащихся 11 стран – Австрии, Новой Зеландии, Вьетнама, Швеции, Австралии, Франции, Великобритании, Чешской Республики, Португалии, Италии и Исландии; статистически ниже результатов 19 стран и выше результатов 39 стран); по читательской грамотности – на 20 баллов (с 475 до 495 баллов, что статистически сравнимо со средним результатом для учащихся стран ОЭСР (493 балла). Лидер здесь – Сингапур).
Результаты российских учащихся по естественно-научной грамотности практически не изменились. А самые высокие результаты в этой области продемонстрировали учащиеся Сингапура – 556 баллов. Высокие результаты также показали школьники четырех стран: Японии, Эстонии, Финляндии и Канады. Результаты российских учащихся статистически значимо не отличаются от результатов учащихся 7 стран (Швеции, Чешской Республики, Испании, Латвии, Люксембурга, Италии и Аргентины), статистически ниже результатов 27 стран и выше результатов 35 стран.
Итак, в 2015 году средний результат российских учащихся 15-летнего возраста по математической грамотности составил 494 балла. Сравнивая результаты международных соревнований по математике за все предыдущие годы, сотрудник Высшей школы экономики (НИУ) Юлия Кузьмина сделала ряд выводов, объясняющих, почему царицу наук выбирают для своей дальнейшей профессии исключительно мальчики. В докладе «Гендерные различия в динамике математической самооценки и мотивации» на международной конференции «Траектории и образовательный выбор» в НИУ ВШЭ она рассказала, что непопулярность математики среди девушек во многом связана со штампами массового сознания. «Скучная», «слишком сложная», «заумная» – так говорят об этой дисциплине обыватели. Да и школьные педагоги не всегда умеют увлечь подростков точной наукой.
Подростки-мальчики, когда всерьез задумываются о будущей профессии, меньше задаются вопросом, почему нужно успешно учиться по предмету и что это даст впоследствии, замечает Юлия Кузьмина. Эта так называемая инструментальная (внешняя) мотивация влияет на оценки по математике у девочек и не работает у мальчиков. Девочки в принципе стараются хорошо учиться. И именно жажда одобрения, признания в итоге и отвращает девочек от математики.
Дело в том, что в массовом сознании эта наука не воспринимается как «самая полезная» для общества. Полезны скорее медицина, педагогика, химия, биология. Девочки не видят в этой науке социальной значимости и не хотят идти в эту сферу. Они избегают области STEM (Science, Technology, Engineering and Mathematics), которая основана на математике.