0
6269
Газета Образование Интернет-версия

29.11.2016 00:01:00

Школы и вузы – зоны психологического риска

Тэги: конференция, образование, психологическое сопровождение, психологи, школы, вузы


конференция, образование, психологическое сопровождение, психологи, школы, вузы Сегодня на одного школьного психолога приходится до 2 тысяч детей. Фото РИА Новости

В Министерстве образования и науки РФ прошла научно-практическая конференция «Система психологического сопровождения образования». Основным итогом конференции стало решение – вернуть в школу психологов.

Провести реформу системы психологического сопровождения школьников предложила чуть ранее вице-премьер правительства Ольга Голодец. Она заявила, что руководство страны намерено реорганизовать и усилить всю службу психологов, в первую очередь школьных, после гибели молодых людей в Псковской области. «К сожалению, те дети, которые попадают в такие сложные ситуации, не попадают в поле зрения так называемых психологов... Скрытое неблагополучие, дискомфорт, отсутствие внимания к ребенку, дефицит у родителей времени на ребенка приводят к гораздо более сложным последствиям», – процитировали слова Голодец информагентства.

Напомним, что 14 ноября двое псковских школьников, забаррикадировавшихся в одном из домов в поселке Струги Красные в Псковской области, обстреляли полицейских, а затем покончили с собой. Это трагическое событие стало отправной точкой для проведения целой серии мероприятий, призванных реанимировать психологическую помощь школьникам. К таким относится и научно-практическая конференция, прошедшая в Минобрнауки РФ.

«Происходит вымывание кадров из системы общего образования», – справедливо прокомментировала ситуацию со школьными психологами министр образования и науки РФ Ольга Васильева. Хочется вдогонку словам министра заметить, что вымывание этих кадров произошло не само по себе, а случилось в результате деятельности все того же Министерства образования РФ. Например, большая волна сокращений психологов случилась после требования довести зарплату учительского состава до «средней по промышленности». Администрации школ не нашли иного решения, как начать «оптимизацию» своих коллективов. Первыми уволили «лишних» психологов.

«На одного психолога приходится сегодня 1,5, а то и 2 тыс. детей, – напомнила печальные цифры глава Минобрнауки. – Полномочия по организации предоставления психологической помощи закреплены за регионами, что ведет к неравенству из-за различий в их экономическом состоянии. И это привело и к разрушению единого федерального пространства и требует совершенствования нормативно-правового регулирования».

При этом напоминании почему-то сразу встает перед глазами история, как года два назад, когда по регионам пошла «мода» на создание центров психологической помощи подросткам, нам, московским журналистам, показывали некоторые образцовые из них. Все в этих центрах было прекрасно – и экономическая составляющая, и интерьер, и люди... Там не было только посетителей. Как нам прокомментировала ситуацию организатор одного из таких центров, у нашего населения «нет культуры обращения в подобные учреждения». И особенно, что само по себе странно, нет такой «культуры» у родителей из благополучных семей.

А между тем, согласно официальным данным Министерства здравоохранения, у 40% школьников отмечается школьная дезадаптация и у 70% – пограничные психические расстройства. Это нередко связано с различными социальными факторами.

Итог конференции в Минобрнауки РФ таков: для решения кадровых вопросов Министерство образования и науки РФ намерено увеличить количество бюджетных мест в вузах для подготовки психологов, в том числе клинических. Как обмолвилась глава Минобрнауки РФ, учить школьных психологов будут по-новому. Хочется верить, что это будут программы, учитывающие сегодняшние реальности и тот важный момент, что молодежь ныне все больше живет «онлайн». Технологии изменили не только модель жизни, но и модель мышления. Геймификация проникает во все сферы бытия, меняя психологию человека. Она привела к тому, что границы взросления молодежи переносятся на более поздний срок. Благодаря ей и конечность жизни воспринимается не только детьми, но и какой-то частью молодежи как нечто абстрактное. А школу упрекают, что она отстала и не старается увлечь и завлечь школьника. Так что вопрос – как будут готовить психологов? – отнюдь не праздный. 

 Напомним, что сегодня в школьных коллективах работают педагоги-психологи. А вот согласно мнению президента Российской академии образования Людмилы Вербицкой, выраженному ею на конференции, «никакой педагог и даже педагог-психолог не может заменить профессионального психолога, который должен обязательно быть в каждой школе». А мне вспоминается курьезный случай, как пару лет назад вместе с телеканалом «Просвещение» я готовила передачу для родителей, куда приглашала для беседы различных специалистов, в том числе и школьных психологов. И найти ярких людей именно в этой сфере оказалось делом довольно сложным. Однажды, например, нашла. И все было бы хорошо, да только после съемок мы еще долго монтировали материал, старательно убирая из записи его многократное «ихний, ихнее». Так что пока зарплата в этой сфере будет оставаться на прежнем уровне, специалистов высокой категории в школах, возможно, так и не будет.

Но и даже при этом останется непраздным вопрос, а где, собственно, начинается и заканчивается ответственность психолога. Допустим, провел специалист работу с ребенком, а тот все равно покончил жизнь самоубийством. И что тогда? 

Выступивший на конференции ректор МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий заметил, что психология должна быть одной из фундаментальных наук, только тогда вузы будут выпускать специалистов мирового уровня. Он же напомнил, что МГУ уже создал свою собственную психологическую службу. Причем в службе МГУ работают не только опытные психологи, но и студенты факультета. Считается, что обращение к сверстнику в таких случаях помогает снизить психологические барьеры для обращающихся за помощью к специалистам.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Виктория Панфилова

В Астане военные самолеты будут обеспечивать безопасность российского президента

0
1035
Лукашенко рассказал, как Пакистану спастись от турбулентности

Лукашенко рассказал, как Пакистану спастись от турбулентности

Дмитрий Тараторин

Президент Белоруссии провел в Исламабаде переговоры и дал дружеские советы

0
988
В РФ могут создать центры для детей мигрантов по изучению русского языка

В РФ могут создать центры для детей мигрантов по изучению русского языка

0
652
ФСБ сообщила о лишениии аккредитации британского дипломата

ФСБ сообщила о лишениии аккредитации британского дипломата

0
535

Другие новости