Виктор Садовничий не устает бороться за создание отечественного рейтинга вузов, который был бы признан во всем мире. Кадр из видеозаписи пресс-конференции
Ректор МГУ имени М.В. Ломоносова академик Виктор Садовничий торжественно объявил о начале работы международного рейтинга вузов – «Три миссии университета». Согласно обнародованным данным, триада национального рейтинга – это «наука», «образование» и «университет и общество». По утверждению ректора, это первый рейтинг, особенностью которого станет влияние университета на общество.
Во время торжественной церемонии запуска рейтинга академик Садовничий заявил: «Мы стараемся все время показать влияние университета на общество, является ли университет центром культуры, ведь университет – это широкое понятие». Он отметил также, что наша страна богата традициями системы образования. Многие страны учились у нашей системы образования. Поэтому отечественная система образования заслуживает того, чтобы «глубже на нее посмотреть».
Рейтинг будет учитывать 34 показателя, которые объединены в пять групп: «Образование» (40% вклада в результат вуза в рейтинге), «Наука» (30%), «Интернационализация», «Устойчивость и потенциал развития», «Дистанционное образование» (10%). Первыми вузами, которые пройдут оценку, станут учебные заведения Японии, Китая, Бразилии, Индии, Ирана, Турции и стран СНГ, включая Россию. В январе 2017 года планируется приступить к сбору данных, к марту-апрелю должны быть подведены итоги национального сектора, а осенью 2017 года представлены полные результаты нового рейтинга.
На сегодняшний день существует 10 основных глобальных рейтингов, но на слуху всего три: ARWU Academic Ranking of World Universities (или, как его обычно называют, шанхайский рейтинг), THE World University Rankings (Times Higher Education) и QS World University Rankings. Несколько лет назад не менее часто цитировался американский рейтинг WBU (U.S. News & World Report), а THE и QS тогда еще были одним целым. Три вышеназванных глобальных рейтинга подразделяются еще на 66 отдельных подрейтингов: по региону, дисциплине, предметной области и т.д.
Еще сегодня принята такая классификация рейтингов: традиционные, репутационные, интернет-рейтинги и смешанные. Первые основаны на оценке довольно большого числа объективных показателей деятельности, вторые учитывают мнение экспертного сообщества, виртуальные строятся на показателях популярности университетских сайтов в интернет-среде.
Скорее всего новый рейтинг можно будет смело отнести к первой группе. Так, Виктор Садовничий подчеркнул, что сомнительно использовать при составлении рейтингов чье-то субъективное мнение. В то же время российские составители ищут какую-то особенность, которая бы выделяла российский проект из среды таких же собратьев. Ректор МГУ им. М.В. Ломоносова, например, произнес довольно неожиданную фразу. Он заявил, что основная функция образования – воспитание и обучение – не оценивается ни в одном глобальном рейтинге. «Мы хотим это исправить», – заявил он.
Заметим, что воспитательный аспект нашего образования – популярная тема нынешнего образовательного дискурса. Вот, например, на днях глава Минобрнауки РФ Ольга Васильева на съезде учителей географии тоже заговорила о воспитании. Она призвала усилить воспитательную составляющую школьного предмета «География» и задуматься над качеством оснащения кабинетов географии в школе.
И кстати, едва придя на пост министра в сентябре, Ольга Васильева сразу же заговорила о скорой презентации первого «национального рейтинга, который готовит Российский союз ректоров (РСР)». И вот тут лишний раз хочется уточнить, как будет называться новый рейтинг – потому что сегодня очевидны расхождения в его названии. Быть «национальным» (российским) и «международным» одновременно он никак не может.
Причины, почему Виктор Садовничий все последние годы так настойчиво вел кампанию по созданию такого амбициозного проекта, в общем-то лежат на поверхности. В самых престижных мировых рейтингах место МГУ порой значительно ниже того, которое он мог бы занимать. А пятерка других вузов, так громко объявленная в «Проекте 5/100», вообще так и не обозначилась. А до 2020 года совсем рукой подать. Напомним, что «Проект 5/100» – это государственная программа поддержки крупнейших российских вузов. Запущена она Минобрнауки РФ в 2012 году для того, чтобы повысить престижность российского высшего образования и вывести не менее пяти университетов из числа участников проекта в сотню лучших вузов трех авторитетных мировых рейтингов до 2020 года.
Причины непопадания в топ-100 общего рейтинга наших вузов многие эксперты объясняют спецификой высшего образования России. Большинство из наших достойных вузов носят узкопрофильный характер, но они могут вполне успешно конкурировать в предметных рейтингах этих трех китов зарубежного рейтингования. А вот Ольга Васильева уверена, что нас не ценят за рубежом просто потому, что о нас мало знают.
Впрочем, некоторые российские и зарубежные эксперты все чаще говорят, что политика выделения нескольких вузов из общей среды и просто накачивание их деньгами ради победы в рейтинге – дело, возможно, бесперспективное. Достижение передовых результатов в рейтингах, так же как и в Олимпийских играх, требует абсолютной нацеленности на победу, а вот потенциальные издержки, связанные с проигрышем, заставляют иных поступиться моральными принципами ради итогового результата, сетуют эксперты.
Многие эксперты, например Мария Юдкевич, проректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Филип Дж. Альтбах, профессор Центра по изучению международного высшего образования при Бостонском колледже и, Лора Рамбли, заместитель директора Центра по изучению международного высшего образования при Бостонском колледже, отмечают, что у многих государственных деятелей появляется интерес к другим рейтингам. Растет желание сравнивать системы высшего образования в целом. И если довольно сложно выделить, какая модель лучше, то определить худшую как раз очень легко.
Хуже всего с высшим образованием дело обстоит в тех странах, считают эксперты, где государство в значительной степени управляет вузами, но при этом выделяет мало средств на их поддержку. Лидерами мировых рейтингов редко становится университет из слаборазвитой вузовской среды. Поэтому исключительное значение приобретают не только меры по поддержке ведущих вузов, но и меры по развитию всей системы.