0
7574
Газета Образование Интернет-версия

08.11.2016 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Сирота кругозора

Антон Зверев

Об авторе: Антон Олегович Зверев – кандидат педагогических наук, журналист.

Тэги: вуз, высшее образование, абитуриенты. тесты, егэ, гиа


вуз, высшее образование, абитуриенты. тесты, егэ, гиа Фото агентства городских новостей "Москва"

В этот ультрамодный московский университет не поступили прошедшим летом сотни молодых людей, и многие при этом даже не догадываются об истинных причинах неудачи. Если задаться такой целью, то в толпе их многоликой можно, наверное, разглядеть и моего ребенка.

Сначала из его актива вычли 20 ценных баллов за творческое эссе, а устно попеняли: «Выдумки нет, фантазии. Где же твой творческий подход? Не проявил!» Охотно верю.

Но за день до письменного испытания вместе с потоком поступающих сидел в аудитории и я. Это была консультация перед генеральным сражением. И вот что интересно: кодовое слово «творчество» тогда никто не произнес. Приехавших сюда наверняка не из Чертанова (многие заходили в аудиторию с чемоданами на колесиках) ребят вполне целенаправленно наставляли. «Знание фактов, конкретика ценнее отсебятины», – подчеркнул ведущий встречу педагог.

При этом мы, родители, немножко вздрогнули. Что же выходит – творческие журналисты нынче не в цене (сын подавал на журналистику)? Кто же в почете – новые берги и молчалины, умеющие ловко оперировать фактурой? Да нет же, нужны творческие люди, чрезвычайно! Просто, видимо, отбирают их совершенно непонятно по какому принципу.

О России вообще говорят, что мы нация творцов. В домашних условиях сами себя обеспечим всем, от самогона и наливок всех мастей до ветчины и сыра а-ля рокфор. Сами себе садоводы, фермеры, разведчики подземных скважин, архитекторы дачных хозяйств, к каждой мельчайшей житейской задачке приступаем с юмором и огоньком. В этом и наше кредо, и национальная идея, и национальный дух. Другое дело: как это все оценить, в каких показателях взвесить, выстроить в рейтинг? У кого воображение богаче? Где он, искомый эталон изобретательности, творческой смекалки и изящества решений?

Нет такого эталона, не придумали пока. Поэтому мерку и на всех наших экзаменах, от ЕГЭ до ГИА (ОГЭ), включая Всероссийские проверочные работы, снимают не с умений и талантов, а со знаний в виде мертвых текстов, осевших в оперативном фактохранилище ребенка (в его памяти), сверяя их с единственно верным правильным ответом. А что вы хотели? Давайте изымем из теста то, что, собственно, и делает его мерой всех вещей – тот самый «правильный ответ», заменив его «творческим подходом». Получится полная чехарда и произвол. Ибо непредсказуемое множество решений – основное свойство творчества. А нам оно надо?

Отсюда, очевидно, вузам и приходится, как ни крути, работать с навязанным им тоскливым эталоном правильности. Поэтому, бедные, и вертятся они ужами на сковородке, пытаясь избавиться от выпускников сомнительной экзаменационной процедуры в пользу своих, «неправильных» детей. Кто же они, избранники этих престижных университетов? И почему им выпадает эта честь?

Листая старую газетную подшивку, натыкаюсь на любопытнейшую публикацию ректора вуза, удивительно похожего на тот, куда поступал мой сын. В ней он делится не просто мнением, но болью по поводу того, куда ведет нашу среднюю школу единый экзамен (ЕГЭ).

Он пишет: «Трагедия сегодняшней даже не школы – системы образования в целом – она крадет у человека самые креативные годы. В эти годы надо увлекаться, строить проекты, а мы заполняем ему это время колоссальным объемом зубрежки, подготовки к экзаменам, где ты должен на каждый вопрос ответить правильно... Мы выращиваем из взволнованного отрока механического карьериста, цель которого – не создать что-то свое, не увидеть мир по-своему, а поступить».

В свою очередь, руководитель одного из свежесозданных лицеев при крупнейшем университете делится в интервью: «Из года в год все больше студентов вылетает после первых сессий. Нам нужны молодые люди, которые будут готовы к учебе в современном вузе».

Ну, куда понятнее? Люди, которые умеют учиться (а не сдавать ЕГЭ), – это, иначе говоря, ученики. Вузу нужны ученики обыкновенные: все остальное они сами сделают. Однако где ж их взять! В Москве открывают специальные учреждения (целую сеть), призванные защитить от истребления редчайший сорт человеческих особей. Юридической платформой инновационному проекту послужила 77-я статья закона «Об образовании в РФ», которая разрешила вузам учреждать в своем составе школы с невидимой приставкой «спец». Со специальными программами, учителями и зарплатами. Ну и детьми, естественно.

Этих (самых талантливых) пристроили, а остальных куда будем девать? Как все-таки быть со школой единого теста, самой обычной, без приставок? Той, которая умеет только «красть» креативные годы и учит, что путь в лучшую жизнь вымощен системой правильных ответов?

P.S. Передо мной регламент творческого конкурса, выложенный вузом на свой сайт. Каких только слов там не встретишь: «связность изложения», «логика» и даже «сирота кругозора» – так прямо и записано в пункте «Проверяемые способности»: «круг интересов, сирота кругозора». Только вот творческих критериев в нем найти не удалось.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
668
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
435
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
274
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
392

Другие новости