Фото агентства городских новостей "Москва"
В этот ультрамодный московский университет не поступили прошедшим летом сотни молодых людей, и многие при этом даже не догадываются об истинных причинах неудачи. Если задаться такой целью, то в толпе их многоликой можно, наверное, разглядеть и моего ребенка.
Сначала из его актива вычли 20 ценных баллов за творческое эссе, а устно попеняли: «Выдумки нет, фантазии. Где же твой творческий подход? Не проявил!» Охотно верю.
Но за день до письменного испытания вместе с потоком поступающих сидел в аудитории и я. Это была консультация перед генеральным сражением. И вот что интересно: кодовое слово «творчество» тогда никто не произнес. Приехавших сюда наверняка не из Чертанова (многие заходили в аудиторию с чемоданами на колесиках) ребят вполне целенаправленно наставляли. «Знание фактов, конкретика ценнее отсебятины», – подчеркнул ведущий встречу педагог.
При этом мы, родители, немножко вздрогнули. Что же выходит – творческие журналисты нынче не в цене (сын подавал на журналистику)? Кто же в почете – новые берги и молчалины, умеющие ловко оперировать фактурой? Да нет же, нужны творческие люди, чрезвычайно! Просто, видимо, отбирают их совершенно непонятно по какому принципу.
О России вообще говорят, что мы нация творцов. В домашних условиях сами себя обеспечим всем, от самогона и наливок всех мастей до ветчины и сыра а-ля рокфор. Сами себе садоводы, фермеры, разведчики подземных скважин, архитекторы дачных хозяйств, к каждой мельчайшей житейской задачке приступаем с юмором и огоньком. В этом и наше кредо, и национальная идея, и национальный дух. Другое дело: как это все оценить, в каких показателях взвесить, выстроить в рейтинг? У кого воображение богаче? Где он, искомый эталон изобретательности, творческой смекалки и изящества решений?
Нет такого эталона, не придумали пока. Поэтому мерку и на всех наших экзаменах, от ЕГЭ до ГИА (ОГЭ), включая Всероссийские проверочные работы, снимают не с умений и талантов, а со знаний в виде мертвых текстов, осевших в оперативном фактохранилище ребенка (в его памяти), сверяя их с единственно верным правильным ответом. А что вы хотели? Давайте изымем из теста то, что, собственно, и делает его мерой всех вещей – тот самый «правильный ответ», заменив его «творческим подходом». Получится полная чехарда и произвол. Ибо непредсказуемое множество решений – основное свойство творчества. А нам оно надо?
Отсюда, очевидно, вузам и приходится, как ни крути, работать с навязанным им тоскливым эталоном правильности. Поэтому, бедные, и вертятся они ужами на сковородке, пытаясь избавиться от выпускников сомнительной экзаменационной процедуры в пользу своих, «неправильных» детей. Кто же они, избранники этих престижных университетов? И почему им выпадает эта честь?
Листая старую газетную подшивку, натыкаюсь на любопытнейшую публикацию ректора вуза, удивительно похожего на тот, куда поступал мой сын. В ней он делится не просто мнением, но болью по поводу того, куда ведет нашу среднюю школу единый экзамен (ЕГЭ).
Он пишет: «Трагедия сегодняшней даже не школы – системы образования в целом – она крадет у человека самые креативные годы. В эти годы надо увлекаться, строить проекты, а мы заполняем ему это время колоссальным объемом зубрежки, подготовки к экзаменам, где ты должен на каждый вопрос ответить правильно... Мы выращиваем из взволнованного отрока механического карьериста, цель которого – не создать что-то свое, не увидеть мир по-своему, а поступить».
В свою очередь, руководитель одного из свежесозданных лицеев при крупнейшем университете делится в интервью: «Из года в год все больше студентов вылетает после первых сессий. Нам нужны молодые люди, которые будут готовы к учебе в современном вузе».
Ну, куда понятнее? Люди, которые умеют учиться (а не сдавать ЕГЭ), – это, иначе говоря, ученики. Вузу нужны ученики обыкновенные: все остальное они сами сделают. Однако где ж их взять! В Москве открывают специальные учреждения (целую сеть), призванные защитить от истребления редчайший сорт человеческих особей. Юридической платформой инновационному проекту послужила 77-я статья закона «Об образовании в РФ», которая разрешила вузам учреждать в своем составе школы с невидимой приставкой «спец». Со специальными программами, учителями и зарплатами. Ну и детьми, естественно.
Этих (самых талантливых) пристроили, а остальных куда будем девать? Как все-таки быть со школой единого теста, самой обычной, без приставок? Той, которая умеет только «красть» креативные годы и учит, что путь в лучшую жизнь вымощен системой правильных ответов?
P.S. Передо мной регламент творческого конкурса, выложенный вузом на свой сайт. Каких только слов там не встретишь: «связность изложения», «логика» и даже «сирота кругозора» – так прямо и записано в пункте «Проверяемые способности»: «круг интересов, сирота кругозора». Только вот творческих критериев в нем найти не удалось.