По мнению Шалвы Амонашвили, педагоги сегодня почти не говорят о любви к детям. Фото со страницы Шалвы Амонашвили в «ВКонтакте»
Ответ на то, возможно ли сегодня совершить рывок, который 30 лет назад совершили педагоги-новаторы, искали участники заседания круглого стола в Московском городском педагогическом университете (МГПУ). Это мероприятие было приурочено к 30-летию со дня создания легендарного манифеста учителей-новаторов «Педагогика сотрудничества».
Напомним, что «Педагогикой сотрудничества» названа система взглядов, предполагающая реализацию принципов гуманизации образования. В ней соединились наиболее прогрессивные достижения педагогической мысли конца XX века, включая идею коллективного творческого воспитания, у истоков которой стояли ленинградские ученые Игорь Иванов и Фаина Шапиро. Мероприятие актуальное не только по той причине, что учителя-новаторы стали тем самым «Герценом, который пробудил российское общество», и историки не могут обойти его молчанием. Но и потому, что ситуация и тогда и сегодня похожа по степени той тревожности, которая ощущается в обществе.
Как заметил известный педагог-новатор Шалва Амонашвили, присутствующий на мероприятии в МГПУ, педагогическое сообщество в 1996 году отчетливо понимало, что в воздухе повисло напряженное ожидание. С одной стороны, задыхалась Академия педагогических наук СССР, понимая, что общество требует перемен. А на другом полюсе – в движение пришла и масса учительства, которая требовала освобождения от догматов АПН. Сегодня же ситуация принципиально иная.
По мнению Амонашвили, сегодня мы наблюдаем брожение умов среди руководителей образования, но вместе с этим заметно и растущее желание масс вернуть все то, что было ранее. Педагог уверен, что педагогическая наука будет прирастать самобытными умами из регионов России. Между тем из учительских дискуссий исчезли базовые понятия, на которых зиждется педагогика. Сегодня перестали говорить о любви к детям. А ведь вся педагогика прошлого – и Януша Корчака, и Василия Сухомлинского – держалась на этом.
И не только это отличает педагогов современности. 30 лет назад достаточно было публикации в одной газете, чтобы прогрессивный манифест овладевал массами. Сегодня такое случиться уже просто не может. Нет такой трибуны, с которой бы педагогический почин был услышан всеми. Что касается самих педагогов-новаторов, то они никуда не исчезли, но появилось и понимание того, что опыт уникумов не подлежит массовому распространению. Кстати, сегодня о сотрудничестве учителя и ученика говорят с разных высоких трибун. «Сейчас много говорят о личностном образовании, – говорит Шалва Амонашвили. – Хорошо, что пока хоть упражняются в словах. Может, скоро к делам перейдут…»
И в то же время, если отечественная педагогика не спешит использовать идеи новаторов прошлого, это не означает, что они не пригодились обществу вовсе. Пригодились, и очень. И время все расставляет по своим местам.
По мнению ректора МГПУ Игоря Реморенко, идеи педагогики сотрудничества не остались в предыдущем веке. «Я, например, понял, что опорные сигналы педагога-новатора Виктора Шаталова – это современная инфографика в медийном поле». Кто-то из гостей круглого стола дал тут же подсказку: «А мемы? Разве нет?» «А этой весной на съезде учителей гуманной педагогики я с огромным удивлением обнаружил довольно популярную во многих странах СНГ Ассоциацию гуманистов-стоматологов, – продолжил Реморенко. – Эти люди заняты воспитанием детей, которые не боятся бормашины. Выросло целое поколение врачей, которые по-другому выстраивают медицину, воспитывая будущих пациентов как людей смелых, заботящихся о своем здоровье. Наверное, об этом и думать никто не думал, когда возникал манифест учителей-новаторов. Но продолжателей идей педагогики сотрудничества мы сегодня видим в совершенно разных сферах человеческой деятельности».
Но если все лучшие идеи отмирают без распространения, то что может прийти им на смену? Об этом попробовала рассказать собравшимся член Совета Федерации Людмила Бокова.
Сегодня один из главных вопросов – понять, к чему движется система образования. По мнению Боковой, мы живем за счет наследия эпохи индустриализации. Когда только начиналась эта эпоха, стране требовались образованные люди. Эти задачи решала массовая школа. Она призвала на помощь труды Яна Коменского, и возникла школа в ее нынешнем виде, с ее классно-урочной системой. «От академического образования нужно перейти к какой-то другой парадигме, которую мы уже создаем», – заметила Бокова. Образование должно дать ответ на те вызовы, которые появились сегодня. И мы даже не подозреваем о тех профессиях, которые нам могут потребоваться завтра. А на смену академическому образованию может и вовсе прийти… фундаментальное образование. Может, придется учить детей жить в согласии с законами природы.