Всероссийское педагогическое совещание в РАНХиГС. Фото с официального сайта РАНХиГС.
Два дня провел на Всероссийском педагогическом собрании, было, правда, интересно. Среди прочего учителя не раз вспоминали старый добрый советский фильм «Доживем до понедельника» и то, каким замечательным героем там выведен учитель в исполнении Вячеслава Тихонова. Надо, говорили выступающие, как-то так устроить, чтобы снова начали снимать фильмы, популяризирующие профессию учителя… ну и, понятно, положительный образ… И снова – про Тихонова и замечательный советский фильм «Доживем до понедельника».
Любопытно, что почти встык один известный российский учитель, имя которого я называть тут не стану, потому что очень уважаю его, для меня, как для многих, оно давно уж почти нарицательное и стало синонимом всего лучшего в нашей сегодняшней системе общеобразовательной школы, в одном ряду с глубоко уважаемым мною Ямбургом и нежно любимым Евгением Бунимовичем, поэтом и школьным учителем математики, а все они вместе, еще немного, и сравняются с небожителями Макаренко и Ушинским, – так вот, почти тут же этот уважаемый учитель вспомнил, как некоторое время назад, когда в стране проходил Год учителя и на городских рекламных щитах появились портреты лучших наших школьных учителей, его остановил гаишник. За дело остановил, за превышение скорости. Но узнал по портрету и – отпустил, отдав честь. Вспомнил этот случай уважаемый учитель в связи с роликом социальной рекламы, показанным участникам педагогического собрания, в котором некий обаятельный персонаж средних лет проходит по улицам и все ему улыбаются, а гаишник – честь отдает… Он не кинозвезда, он не другой и не третий, он – учитель, говорится за кадром. Красивый такой, жизнеутверждающий ролик со слоганом «Россия гордится своими учителями». По праву, конечно.
То есть, с одной стороны, нужен – кровь из носу – положительный герой учитель и чтобы без искривлений, как в телесериале «Физрук» (это – мысль одного из выступавших), а с другой стороны – вот эта, такая мне понятная радость, когда нарушение есть, но в силу тех или иных привходящих обстоятельств сотрудник ГИБДД отпускает тебя с миром.
Я стал вспоминать, где же сегодня в театре, на сцене можно увидеть героя-учителя. Сегодня и в относительно недавнем прошлом. «Пластилин» – с этого спектакля Кирилла Серебренникова началась и его слава, и известность драматурга, а ныне кино- и театрального режиссера Василия Сигарева. «(М) ученик» – еще один спектакль Кирилла Серебренникова, идет в Гоголь-центре. В кино – конечно, «Географ глобус пропил»… Фильм мне не понравился, а спектакли, оба, по-моему, очень хорошие, а «Пластилин» – выдающийся был спектакль. Но надо честно сказать, что с положительным образом учителя во всех трех случаях не сложилось. Про пьесу Павла Пряжко «Жизнь удалась», которая одно время шла одновременно в двух московских театрах, а теперь ни в одном не идет, говорить не приходится, хотя там при некоторой, а по нынешним законам так и просто недопустимой концентрации нецензурной лексики учитель физкультуры был как раз скорее положительным, чем отрицательным героем. При известной нынешней подвижности нравственных законов внутри нас. Действительно, выходит, надо согласиться с учителями: наметился кризис учителей – положительных героев, не хватает их на единицу кинотеатральной площади и в целом в отечественном искусстве.
И тут, мне кажется, есть смысл поделиться с учителями известным мне театральным опытом. В театре давно уже известно, что положительная рецензия никак не влияет на продажи билетов, то есть вообще никак, а отрицательная – наоборот, повышает интерес к премьере.
И потом – учителя с удовольствием и настойчиво вспоминают про «Доживем до понедельника», хотя рядом, можно сказать, появлялись и другие фильмы. «Вам и не снилось», «Чучело» – тоже знаковые для своего времени картины, и там, и там – школа, и там, и там – учителя, но совсем не такие, как герой Вячеслава Тихонова.
Важнее, чем положительный герой, мне кажется, сам образ школы, сам образ учителя, важнее привлечь внимание к проблемам, а не показать, какие бывают хорошие, а какие – плохие. Так что, на мой взгляд, правильнее было бы говорить не о том, что нам сегодня снова необходим такой, как Тихонов в роли учителя Мельникова, а в принципе – внимание к школе, учителя на экране, на сцене, те или другие – они все равно возвращают наше внимание к школе и ее проблемам, радостям и лишениям. Так что надо говорить, по-моему, не о положительном герое-учителе, а о школе – на экране, на сцене. Так, по-моему, правильнее.
Хотя про героев все довольно коротко и ясно написал когда-то Евтушенко в стихотворении «Западные киновпечатления»:
«Красиво чью-ту ручку чмокнуть и вдруг – наручник на нее, красиво выследить и чпокнуть, не жизнь – малина, ё-моё». Вот это – героика!