0
5469
Газета Образование Интернет-версия

17.08.2016 00:01:00

Финны экспериментируют над школой

Тэги: образование, финляндия, школа, новая программа, цели, учитель


образование, финляндия, школа, новая программа, цели, учитель Педагог больше не должен составлять планы и думать, как донести информацию до ученика – все познается в игре. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru

В России всегда очень интересовались зарубежным образованием. Особенно финским, позднее – сингапурским. Школьники из той и другой страны много лет подряд лидировали в международных рейтингах. Но вот издание Yle Uutiset сообщило, что с нынешнего учебного года в Финляндии заработает новая школьная программа. 

Согласно новой программе, школьники должны быть активными искателями знаний, которые самостоятельно ищут и анализируют информацию. Надо заметить, что во многих странах, в том числе и в России, экспериментируют на эту тему. Но чтобы вот так внести и сразу изменить систему в масштабах страны – на это решаются немногие.

В чем суть новой системы финнов? Согласно версии, изложенной на ресурсе, финны хотят вырастить людей, «которые умеют думать, принимать участие в жизни общества, заботиться о себе и использовать компьютерные технологии при поиске информации, а также анализировать найденную информацию». В новой школьной программе выделено семь главных целей. Задачи таковы: научить детей самостоятельному мышлению и умению учиться; межкультурной коммуникации; заботиться о себе; информационной и медиаграмотности; компьютерным технологиям; навыкам трудовой жизни и предпринимательству; навыкам участия в социальной жизни и общественного влияния.

Кроме того, пересмотреть отношение к учебе должны не только школьные учителя, но и дети и их родители. Если смотреть более конкретно, то практически с первого класса ребята работают над проектом, благодаря которому размываются границы между разными дисциплинами. А основы программирования вводятся уже со второго класса. Много внимания спорту. Но более всего – проектной деятельности.

Здесь надо понять основной мотив этих реформ. Финское школьное образование давно уже ушло от системы натаскивания. Директор одной из школ в Казани Павел Шмаков, который много лет работает на две страны, Финляндию и Россию, в интервью «НГ» заметил, что финны вообще учат детей «в удовольствие». А сама школа там строится на равноправии. Например, если в России «все лучшее – лучшим», то в Финляндии обучение ориентировано на основной контингент учеников. Там нет элитных специализированных школ. Родители отдают ребенка в школу за углом, а не устраивают серии «безумных ночей» при записи в первый класс на пороге вожделенной школы. В Финляндии нет конкурсов школ, как это стало популярно у нас. И конкурсов детей, которых натаскивают при поступлении в первый класс.

Это не означает, что финская система лучше, подчеркивает Павел, она другая. И имеет свои минусы и плюсы. Например, процесс обучения у финнов не вытекает из логики взрослых, он подстроен под интерес ребенка. Скажем, там не учат младшеклассников математике, математика впитывается ребенком из среды. И тем не менее финны много лет считаются лидерами в школьном образовании.

Но совсем недавно профессор кафедры исследования образовательных систем Университета Ювяскюля Йоуни Вялиярви опубликовал рапорт, из которого следует, что школьная система страны отстала от времени и неравенство между учениками выросло. «Равноправие – главная идея и заслуга финской образовательной системы – больше не работает», – считает профессор. В сравнении с международными показателями ситуация пока относительно хорошая, констатирует он, однако теперь показатели стали хуже. Согласно Вялиярви, в стране растет количество молодых людей с плохими навыками чтения и математики. В своем отчете Вялиярви призывает к «капитальному ремонту» финской системы образования.

Теперь мы видим, в чем заключается ремонт системы. Надо сказать, что обучение на проектах (проектное обучение) лежит в основе сингапурской модели образования. Павел Шмаков считает, что в основе этой методики заметна идея корпоративного обучения доктора Спенсера Кагана. При этой системе «роль учителя как передатчика готовых знаний изжила себя». И уже необходимо научить школьника думать самостоятельно. Педагог становится фасилитатором (обеспечивающим групповую коммуникацию), он помогает детям добывать знания самостоятельно.

Новый материал изучается детьми самостоятельно, каждый из детей по очереди играет роль учителя, потом педагог подводит итоги. Считается, что это формирует у школьников командный дух и самостоятельность. То есть педагог больше не должен составлять планы и думать, как донести информацию до ученика, а должен предлагать модули.

Если смотреть еще глубже, то в основе всей этой системы лежит глобальное образование, которое должно в конечном итоге отвечать требованиям глобальной экономики (так называемая экономика знаний). Это привело к созданию Единой мировой образовательной системы, основанной на единых образовательных стандартах. Кстати, задачами глобального образования (ГО) у нас в стране занимается целое направление Агентства стратегических инициатив (АСИ).

Согласно канонам ГО, образование – это становление. Оно направлено на формирование не только фундаментальных учебных навыков (чтение, письмо, счет, навыки мышления), но и социальных навыков. А важное условие глобального образовательного процесса – мобильность. Чтобы быть успешным, надо учиться всю жизнь и уже нужна непрерывность образования. Обеспечить все вышеназванное помогут интернет-технологии.

Все это звучит очень красиво. Но пока трудно сказать, даст ли это в будущем то, что нам всем нужно. Вот Павел Шмаков, например, считает, что учителя в основной своей массе – люди творческие. И всегда хватаются за новинку. Осознание того, что тебя вовлекают куда-то не туда, приходит гораздо позже.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ипполит 1.0

Ипполит 1.0

«НГ-EL»

Соавторство с нейросетью, юбилеи, лучшие книги и прочие литературные итоги 2024 года

0
1138
Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
561
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
494
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
625

Другие новости