Иностранный студент, приехавший в чужую страну, объективно попадает в стрессовую ситуацию. Фото Дмитрия Кораблева/PhotoXPress.ru
Численность иностранных студентов в российских вузах продолжает увеличиваться. По данным статистики, в 2014–2015 годах в России зафиксировано 183 100 иностранцев, обучающихся по очной форме. Рост численности иностранцев составил более 17% по сравнению с предыдущим годом (156 200 человек).
Необходимо отметить, что в последние годы рекрутинг и численность иностранных студентов находятся в центре внимания академической общественности и органов управления образования всех уровней. Вместе с тем вопросы, связанные с адаптацией иностранных студентов, их обучением и проживанием, удовлетворенностью от того и другого, остаются в стороне.
Выборочный опрос представителей вузов показал, что вопросы сопровождения иностранных студентов все больше их беспокоят в связи со стремительным увеличением числа и доли иностранных студентов в общем студенческом контингенте. Не хватает специалистов по этим вопросам, ведомственных и локальных нормативных актов, методических рекомендаций. Основные проблемные зоны – визовая поддержка, миграционный учет, медицинское обслуживание, социально-психологическая и культурная адаптация иностранных граждан.
Причем вопросы выдачи виз, постановки и снятия с миграционного учета, медицинского обслуживания регламентируются федеральными документами, и задача образовательной организации – действовать в соответствии с утвержденными документами. Это требует разработки и утверждения локальных нормативных актов вуза, назначения ответственных лиц и подразделений, которые будут эту работу вести во взаимодействии с территориальными органами федеральной власти. К сожалению, методических рекомендаций, примерных положений такого рода документов вузы не имеют.
Медицинское обслуживание иностранных студентов по полисам добровольного медицинского страхования (ДМС), которые они должны приобретать, также регламентируется федеральными актами. Вместе с тем слово «добровольный» вносит определенную путаницу. И в отдельных вузах локальным нормативным актом приобретение полисов ДМС становится обязательным. Даже если студент приобрел полис ДМС, он может столкнуться с проблемами медицинского обслуживания в поликлинике, к которой прикреплен, если не говорит по-русски, не имеет времени, чтобы записаться и дождаться своей очереди на прием к врачу.
В некоторых российских вузах на территории кампусов расположены поликлиники, которые занимаются обслуживанием иностранных студентов, и это, бесспорно, одно из преимуществ таких вузов. Но вряд ли в условиях реформы российского здравоохранения этот опыт может быть распространен на другие вузы. Таким образом, студентам остальных вузов лучше быть здоровыми.
Если вопросы миграционного учета и медицинского обслуживания регламентируются федеральными актами и их несоблюдение ведет к уголовной и административной ответственности руководителей образовательных организаций, то социально-психологическая адаптация иностранных студентов – это сугубо вузовский вопрос. Здесь нет жестких регламентов, и каждый вуз в меру своего понимания его решает. Почему это так важно?
Представьте себя на месте молодого человека, который приехал в чужую страну, не владеет русским языком, впервые оставил семью и должен заботиться о себе сам, не имеет знакомых и друзей на новом месте, часто ограничен в финансовых ресурсах. Ему предстоит научиться жить в общежитии, усвоить требования вуза и преподавателей, оправдать ожидания родителей и семей и т.д. Безусловно, это стрессовая ситуация, которая складывается объективно, и именно в первый год, особенно в первые месяцы, ему нужна профессиональная поддержка внимательных и заботливых сотрудников вуза.
Во многих российских вузах пытаются наладить работу по социально-психологической и культурной адаптации иностранных студентов. К ней активно привлекаются студенческие советы, отдельные активисты из числа студентов, но все же это представляется недостаточным, нужны опытные специалисты, включая психологов, финансовые средства и постоянная работа в этой области.
Возможно, помочь мог бы всероссийский опрос иностранных студентов, обучающихся в России, который до настоящего времени не проводился. Такой опыт есть в ведущих странах-экспортерах, где опросы иностранных студентов проводятся регулярно, и на их основе вносятся изменения в систему управления вузами и даже государственную образовательную политику.
В России обучение иностранных студентов рассматривается пока в плане «мягкой силы», а не экспортной статьи доходов. Но можно предположить, что при дальнейшем сохранении темпов роста численности иностранных студентов и увеличения их доли в вузовском контингенте до 15–20% вопросы их поддержки и адаптации будут все более существенными для руководства вузов и органов управления образованием.