Число иностранных студентов в России может увеличиться. Фото с сайта www.msu.ru
В разгар приемной кампании в вузы во всем мире компания Intead (США) опубликовала результаты исследования влияния экономического кризиса и рецессии на прием иностранных студентов. В исследовании приняли участие 40 442 абитуриента из 118 стран мира.
Результаты исследования показали, что значительная доля абитуриентов из Бразилии, Мексики, Малайзии и Индонезии отложили планы на учебу за границу из-за девальвации национальных валют. Большая часть абитуриентов из Венесуэлы и Аргентины заявили, что отказываются от планов обучаться за рубежом совсем.
Действительно ли мировой рынок образования окажется под влиянием экономического спада? С 2000 года рост числа иностранных студентов составлял 7% в год. По прогнозу ОЭСР, предполагается, что к 2020 году число иностранных студентов во всем мире составит 8 млн человек.
В 2015 году банк HSBC провел исследование «Ценность образования» (The Value of Education) в 16 странах мира. В рамках исследования были опрошены 5500 родителей студентов. Выяснилось, что большинство, 77% родителей, у которых есть дети в возрасте до 23 лет, рассматривают вопрос о направлении своих детей на обучение за рубеж по программам бакалавриата или послевузовского обучения (магистратуры и аспирантуры). Родители в азиатских странах чаще рассматривают идею отправки за рубеж на обучение своих детей: четверо из пяти родителей в Малайзии (80%) и почти три четверти в Гонконге (74%), Индонезии (74%) и Сингапуре (74%). Для сравнения: такие же планы строят только около половины родителей в Канаде (51%), в Австралии (52%) и во Франции (53%).
Почти восемь из десяти опрошенных (78%) видят больше возможности для своих детей в будущем в случае получения университетского образования за рубежом. И чуть более половины (51%) считают, что опыт проживания и обучения за рубежом крайне полезен для узнавания других народов и их культур.
Так что скорее всего рост числа иностранных студентов все же продолжится и в этом году, но потоки студенческой мобильности будут перераспределены. Ведущие страны-экспортеры будут терять свои позиции: их доли на мировом рынке экспорта образования уже несколько последних лет снижаются. Это происходит в том числе вследствие усилившейся конкуренции и усиления позиций стран, которые активно входят в мировой рынок экспорта высшего образования: Новая Зеландия, Австрия, Российская Федерация, Китай.
В 2014 году Центр международного высшего образования при Бостонском колледже провел исследование государственных программ поддержки исходящей мобильности в 11 странах мира: Бразилии, Китае, Египте, Индии, Индонезии, Казахстане, Мексике, Пакистане, России, Саудовской Аравии и Вьетнаме. Основная задача исследования – анализ механизмов создания таких программ, их функционирование, эффективность и доступность.
«Изучая причины, по которым страны развивают программы поддержки исходящей студенческой мобильности, – пишут исследователи, – мы обнаружили ряд сходств. Наиболее распространенная причина – заинтересованность в формировании компетентных кадров в ключевых областях знания (в первую очередь в естественных и технических науках) в условиях нехватки или отсутствия возможностей для этого внутри страны... Еще одна важная цель таких программ – улучшение образовательной инфраструктуры и системы госуправления».
В этих условиях российские вузы, по нашему мнению, имеют ряд преимуществ в нынешней приемной кампании. На протяжении последних лет ежегодный рост числа иностранных студентов, обучающихся в российских вузах на основных программах высшего и послевузовского образования, составляет 8%.
Устойчивый рост численности иностранных студентов в российских вузах определяется следующими ключевыми факторами:
– увеличение с 10 тыс. до 15 тыс. квот на обучение иностранных граждан и лиц без гражданства в российских вузах по программам высшего и послевузовского образования;
– девальвация национальной валюты по отношению к основным мировым валютам. По данным Портала консультирования в области личных финансов ValuePenguin.com, составившим рейтинг стран мира по стоимости образования в них для иностранцев в 2016 году, Россия заняла 15-е место среди 24 стран с самым дешевым образованием;
– улучшение показателей российских вузов в мировых рейтингах в рамках реализации проекта «5–100». В 2015 году девять вузов проекта «5–100» вошли в рейтинг Times Higher Education, причем шесть из них – впервые: Казанский (Приволжский) федеральный университет (место в группе 301–350); МФТИ (место в группе 601–800); НИТУ МИСиС (место в группе 601–800); Томский государственный университет (место в группе 601–800); Томский политехнический университет (место в группе 251–300); Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (место в группе 201–250); Уральский федеральный университет (место в группе 601–800);
– создание условий для открытости национальной системы образования и ее узнаваемости за рубежом.
В 2016 году Министерство образования и науки Российской Федерации и проектный офис «5–100» запустили новый сайт studyinrussia.ru, нацеленный на привлечение иностранцев в российские вузы. Впервые вся необходимая информация о возможностях учебы в ведущих вузах России для зарубежных абитуриентов и их родителей была собрана на одном ресурсе. В настоящее время на сайте размещены описания более чем 2800 программ высшего и последипломного образования российских вузов.