Личность учителя играет огромную роль для малышей и для старших. Фото Николая Дудукина/PhotoXPress.ru
Очень интересные изменения внесены в закон Хабаровского края «О дополнительных мерах социальной поддержки работников образовательных организаций и дополнительных мерах социальной поддержки и стимулирования отдельных категорий обучающихся». Они предусматривают значительное денежное вознаграждение учителям, пожелавшим вернуться работать в школу.
Как сообщает Amur.madia.ru, суть рассматриваемых поправок состоит в том, что если человек, получивший педагогическое образование, работал не по специальности, но потом все-таки решил перейти работать учителем в школе или воспитателем в детском саду, то ему причитается единовременное пособие в размере четырех должностных окладов (тарифных ставок). Такое же нововведение коснется и выпускников, сразу поступающих на работу в школу или детский сад, независимо от того, сколько лет прошло с момента получения диплома о высшем образовании.
Внушительные «подъемные» призваны увеличить конкуренцию между учителями. Заманить в школу талантливых выпускников педвузов не так-то просто. Дело в том, что они могут найти себе занятие по душе в любой отрасли промышленности. И в былые времена чуть ли не 80% выпускников-учителей находили себе работу вне стен школы. Проблема не решена до конца и сегодня. А школе тем временем нужны талантливые люди, потому что с каждым годом возрастают требования к учителю. Многие спикеры все чаще признаются, что сегодня на первый план выходит личность учителя. И в хороших школах давно уже поняли этот момент.
Недавно сотрудники Высшей школы экономики (НИУ) Надежда Бысик, Наталья Исаева, Екатерина Куксо под научным руководством Анатолия Капрсжака провели опросы среди директоров школ и пришли к выводу, что на успеваемость учеников школ среди множества факторов влияют и управленческие установки директоров. У руководителей школ с высокими достижениями детей, по мнению социологов, в приоритете оказываются решение внутренних задач и развитие педагогических практик. А в более слабых учебных заведениях администрация уделяет больше внимания материально-техническим и финансовым вопросам и внешним предписаниям.
Исследование, проведенное Центром развития лидерства в образовании НИУ ВШЭ, охватило шесть регионов (Красноярский край, Калининградскую область, Республику Чувашия, Республику Саха, Ямало-Ненецкий АО и Ярославскую область). Социологи пришли к выводу, что руководство школ, где отмечены достижения детей, больше следует своим убеждениям и максимальное внимание уделяет педагогическим разработкам. Они чаще оставляют свои программы обучения и поддерживают разработку инновационных методов при работе с одаренными детьми. Директор школы ГБУ СО ШДО г. Москвы «Класс-центр» Сергей Казарновский – один из тех директоров, кто занимается тщательным отбором педагогов. К нему стекаются, пожалуй, самые необычные педагоги. Например, в его школе есть учитель, который на уроке математики для объяснения формул пользуется пианино. И с помощью гамм прекрасно объясняет, что такое «плоскость и пространство».
Еще один нетривиальный ход умных школьных администраций – это поиск увлеченных людей, хобби которых равняется их профессионализму. В интересах школьного процесса администрации даже готовы закрывать глаза на отсутствие у таких людей специального педагогического образования. Тем более что получить недостающие навыки можно сегодня и в магистратуре.
Возвращаясь к опыту законодателей Хабаровского края, можно заметить, что высокие зарплаты не являются определяющим фактором для исправления ситуации в школьном образовании. Есть даже ряд исследований на эту тему, доказывающих, что повышение зарплат не изменяет существенно картину школьной успеваемости. Почему? Потому что учителя в большинстве своем уверены, что им платят незаслуженно мало (Москва – не в счет). И каждое повышение своего жалования они считают своеобразным «возвращением долгов». Но вот привлечь в школу новых людей деньги, пусть и выплаченные в качестве единовременного пособия, конечно же, могут. Хотя опять же любое денежное вознаграждение какой-то одной группе педагогов неизменно вызовет недовольство другой части учительского коллектива.