Использование IT на уроке значительно облегчает процесс обучения, но учителя почему-то не особо приветствуют технический прогресс в школе. Фото РИА Новости
В комитете по образованию Государственной думы РФ прошел круглый стол «Цифровые помощники педагога». Прошел он при непосредственном участии учителей Третьей летней школы Всероссийского интернет-педсовета. Вместе с вопросами компьютерной грамотности педагогов, повышения квалификации по IT-технологиям и возможности системного дистанционного обучения участники круглого стола затронули вопросы бумажной загруженности педагогов. Как оказалось, последняя тема очень тесно связана со скоростью развития технологий в образовании.
Вопреки громким заявлениям первых лиц Министерства образования и науки РФ о снижении учительской отчетности педагоги считают, что вал ненужных бумаг уже накрыл всех с головой. Вот и на вышеупомянутом заседании учитель из Московской области Наталья Митюнина огласила очень непристойную цифру. По ее подсчетам, за минувший учебный год ей пришлось заполнить 1500 бумажек для вышестоящих организаций. И то ли еще будет, беспокоятся школьные наставники. Впереди всех ждет широко разрекламированная кампания по внедрению «национальной системы учительского роста». О ней недавно рассказала первый замминистра образования и науки РФ Наталья Третьяк. По ее словам, проект положит конец той ситуации, что учитель на протяжении всего периода работы в школе так и не растет по карьерной лестнице. Приходит в школу учителем и уходит на пенсию все тем же учителем. Непорядок!
Как считает Михаил Кушнир – член правления Лиги образования, тренер образовательной программы Apple, чиновникам важнее облегчить свои задачи надзора, нежели разгрузить от бюрократической нагрузки педагогов. И, кстати, внедрение информационных технологий только поощряет их действовать в этом направлении еще энергичней.
По мнению Кушнира, IT существенно расширяют поле фантазии чиновника в изобретении новых отчетов и бюрократических процедур. Заодно и риски технических сбоев тоже ложатся в данном случае на школу, а не на чиновников, придумавших и подписавших в эксплуатацию подобные информационные системы. Многие учителя согласны с Кушниром. На форумах они пишут, что на каждую бумажку из главного ведомства должна быть куча подтверждающих документов из нижестоящих органов. Множество локальных актов, приказов и т.д. А еще это все должно быть прошито, проштамповано и пронумеровано. А не будет так, то обязательно последуют меры в виде штрафа на школу, выговора директору... а в конечном счете – претензии к учителю.
Как сообщил на круглом столе руководитель аппарата комитета по образованию Госдумы РФ Павел Кондрашов, почти 20 статей закона «Об образовании» регламентируют нормы применения информационных технологий в сфере образования. Но участники мероприятия в своих комментариях утверждают, что это не вносит желанного порядка в документооборот. При сохранении законов почти 20-летней давности введение новых не всегда может дать быстрый и желаемый результат.
Еще участники круглого стола дали повод вернуться к памятной дискуссии последнего пятилетия. Речь идет о том, что делать с учителем, игнорирующим IT. Мотивировать или принуждать административным путем к использованию технологий на уроке. Вообще у школьного учителя есть право выбора делать что-то или не делать. То же самое сохраняется и в отношении информационных технологий. То есть учитель может не применять IT вовсе. И будет прав.
Вице-президент Лиги образования Сергей Сафронов заявил на мероприятии, что IT делают труд учителя более интересным и осмысленным. Но учитель не спешит использовать открывающиеся технические возможности. И основная причина отставания в этом вопросе – это даже не физическое ограничение доступа учителя к технологиям, а откровенное нежелание учителей использовать IT на уроке. А преподаватель ГБПОУ ЯНАО «Новоуренгойский многопрофильный колледж» Светлана Малышева посетовала, что «учителя не умеют даже нажимать на кнопку компьютера, не умеют и не хотят…».
Кстати, сама летняя школа интернет-педсовета – это тоже дополнительная возможность педагогам получить профессиональные навыки и в области ИТ-технологий. В рамках нынешней они успели посетить самые разные мероприятия. В том числе и встретились с сотрудниками Российской академии наук (РАН), которые ознакомили педагогов с собственными проектами в сфере образования. И есть еще один любопытный факт: часть педагогов из регионов на время проведения мероприятия остановилась даже не в гостиницах. За какую-то символическую плату их приютили в своих квартирах московские педагоги. Получилось – и по делу, и дружественные связи между учителями из разных городов укрепляются.