0
4391
Газета Образование Интернет-версия

21.06.2016 00:01:00

Двоечников заметно поубавилось

Тэги: школа, егэ, экзамены, статистика, рособрнадзор, психология, мифы


Эксперты советуют отрепетировать даже заполнение бланков на ЕГЭ. 	Фото РИА Новости
Эксперты советуют отрепетировать даже заполнение бланков на ЕГЭ. Фото РИА Новости

Вчера закончилась основная часть ЕГЭ-2016, остались резервные дни. А чиновники уже рапортуют о достижениях. Весь год Рособрнадзор, по его заявлению, работал с Северным Кавказом, чтобы вытащить регион из аутсайдеров ЕГЭ. И теперь заявляет, что усилия увенчались успехом. 

По данным Рособрнадзора, в ЕГЭ по русскому языку в 2016 году приняло участие более 658 тыс. человек. Доля тех, кто написал работу на высокий балл (от 81 до 100), составила 25,5% против 20% в 2015 году. Не смогли преодолеть минимальный порог для получения аттестата всего лишь около 1% участников, в прошлом году таких было 1,5%. В Рособрнадзоре отмечают «существенное улучшение положения дел» на Северном Кавказе. Насколько существенное, пока не оглашается. Все станет известно после того, как школьники воспользуются резервным днем для пересдачи. Не преодолели минимального порога по базовой математике 4,7% школьников, в прошлом году таковых было 7,4%. 

Результаты ЕГЭ по русскому языку показали, что по сравнению с прошлым годом возросло количество хорошистов (на 3,8%) и отличников (на 7,8%). И уменьшилось количество сдавших на минимальные баллы (на1,8%). 

Списывания есть, телефоны проносят. Комиссии в регионах изучают записи камер слежения. И где-то наказывают. Например, как сообщает «ПензаИнформ» со ссылкой на министра образования региона Александра Воронкова, в регионе уволены два учителя, замеченные в помощи ученикам на экзамене. За время экзаменационной компании в Пензенской области зарегистрировано 16 нарушений. 10 школьников были удалены из пунктов проведения ЕГЭ, еще шесть нарушений позволили выявить просмотры записей с видеокамер. Ученики смогли обмануть проверяющие приборы, обернув телефоны в фольгу.

Ну и, конечно же, каждый новый сезон ЕГЭ приносит свои плоды просвещения. Так как этот год проходил под девизом «Я сдам ЕГЭ», то большое внимание уделялось подготовке школьников, в том числе и психологической. Среди многочисленных советов из психологической макулатуры, готовящей школьника к сдаче единого государственного экзамена, я нашла один, довольно часто повторяющийся. Смысл его таков: для того чтобы школьник смог пережить ЕГЭ, ему нужно максимально проработать «мифологию» экзамена. Основная цель проработки – осознание существующих предубеждений. Нужно разбить устоявшиеся мифы о ЕГЭ.

Например, что ЕГЭ – это необъективный способ оценки знаний. Что он учитывает не только школьную программу. Что общество в большинстве своем выступает против ЕГЭ. Что экзамен порождает стрессовые ситуации и вредит здоровью детей. Что в вузы проходят не только самые одаренные. И самый вредный миф – что ЕГЭ вот-вот отменят. Если этот этап работы по подготовке к экзамену будет пропущен, убеждают психологи, то в дальнейшем негативные предубеждения будут препятствовать продуктивной подготовке школьника.

Скажем сразу, что в условиях такой «психологической атаки» невольно ощущаешь себя чуть ли не врагом несчастного абитуриента. И почти готова осуждать коллег, выносящих на первые страницы своих изданий такие страшные заголовки, как «На Алтае школьник повесился из-за плохих результатов ЕГЭ». Или «Итоги недели: самоубийство из-за ЕГЭ». Или «Наглотавшуюся таблеток школьницу едва откачали». Или «Счет жертв ЕГЭ идет на десятки». А надо ли рассказывать об этом? Нагнетаем или нет?

В любом случае нужно обратить внимание на то, что в этих историях есть одна закономерность. Уходят из жизни ребята, для которых ситуация «пограничная» – либо пан, либо пропал. Либо окончу школу, либо останусь без аттестата (читай – без перспектив, денег и смысла жизни). Или другой вариант: либо поступлю в вуз моей мечты, либо ни в какой (читай – цель, к которой я шел через все свое детство, недостижима). Конечно, взрослым надо внимательнее относиться к своим детям и следить за их состоянием. Конечно, учителя должны иметь индивидуальный подход к каждому ученику своего класса. Но больше, мне кажется, на всех уровнях нужно говорить о том, что жизнь после неудачного ЕГЭ все-таки есть. И это не жизнь изгоя.

Например, можно пойти учиться в техникум. Сегодня чиновники рапортуют, что увеличилось количество школьников, которые поступают в средние учебные заведения. Конечно, это не «свидетельство проделанной огромной профориентационной работы», а результат сокращения вузов. И результат того, что люди стали практичней. И результат общих трудностей в стране. Теперь и молодые люди понимают, что учиться на бюджете при средних знаниях вполне достижимо, если начать обучение с техникума. И если сохранится то положение, что выпускники средних специальных учебных заведений поступают в вузы без сдачи ЕГЭ, то при нынешней финансовой ситуации приток в ссузы адекватного школьного контингента очень даже возможен.

А в вуз мечты можно прийти и за вторым образованием. И, как написал один такой возрастной абитуриент, поступивший в вуз мечты в прошлом году: «Это – кайфово, ребята!» Я знаю уже много людей, которые круто поменяли свою жизнь в 30, 35 и даже 50 лет. Европейское население стареет. У нас тоже ведутся настойчивые разговоры о более позднем выходе населения на пенсию. 

Я с детских лет не люблю лозунг: «Молодым везде у нас дорога!» Во-первых, он фальшив насквозь. Во-вторых, мотивация учиться может прийти к человеку в любом возрасте. В-третьих, больших успехов достигают люди, которые выбрали любимое дело. Согласитесь, что в 16 любви, как правило, очень много, а толку от нее мало. Почему не помочь ему начать учиться в 25?

В общем, кампания по сдаче ЕГЭ идет к завершению. Впереди не менее трудное – штурм вузовских высот.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Виктория Панфилова

В Астане военные самолеты будут обеспечивать безопасность российского президента

0
1087
Лукашенко рассказал, как Пакистану спастись от турбулентности

Лукашенко рассказал, как Пакистану спастись от турбулентности

Дмитрий Тараторин

Президент Белоруссии провел в Исламабаде переговоры и дал дружеские советы

0
1033
В РФ могут создать центры для детей мигрантов по изучению русского языка

В РФ могут создать центры для детей мигрантов по изучению русского языка

0
688
ФСБ сообщила о лишениии аккредитации британского дипломата

ФСБ сообщила о лишениии аккредитации британского дипломата

0
560

Другие новости