Психологи считают, что учитель прежде всего интересен детям как личность. Фото PhotoXPress.ru
Сложная ситуация на рынке труда и повышение зарплат педагогов привели к тому, что в учителя сегодня рвутся все – от экс-гидов иностранных делегаций до ученых из вчерашних НИИ. И не мудрено! Ведь в некоторых школах столицы зарплаты учителей подскочили до 80–100 тыс. руб. Об этом и о многом другом рассказали директора московских школ на круглом столе в Московском городском педагогическом университете (МГПУ).
Хотя разговор в МГПУ шел вовсе и не о зарплатах. Обсуждали тему: «Новый учитель для новой Москвы: кого ждут подростки, родители, общество?» Выяснилось, что все ждут личность. В смысле, что учитель должен быть интересен как личность. Научить материалу урока можно всегда, но пойдут-то дети за личностью. Как ни странно, но в период компьютерно-технологического триумфа школы требование к этому качеству педагога только возросло.
Да, действительно, говорит Наталья Файдюк, директор школы № 2065 (кстати, одной из самых больших школ страны, в ней обучается 8155 детей), сегодня приходят наниматься на работу люди самых разных, в том числе и очень престижных некогда профессий. И многим отказывают, потому что недавно принятый государственный стандарт требует наличия у кандидата на должность педагогического образования. На риск пойдет не каждый директор. Все-таки работа нервная, с детьми, а в нынешний век самопрезентаций – еще и крайне нервная. Возьмите хотя бы недавнюю историю с тульской учительницей, чью истерику на уроке, запечатленную на смартфоне, теперь изучают заинтересованные полицейские лица.
Кстати, пожалели участники круглого стола в МГПУ, почему-то в первую очередь кризис выбил из школьных рядов учителей по внеурочным занятиям и... психологов. И теперь школьные конфликты решают без участия последних. Раньше кабинет психологической разгрузки помогал в первую очередь, конечно, детям, да только и учителя туда захаживали. Сегодня, вероятно, стоит задуматься над аналогами – центрами психологической помощи учителям. Тема профессионального выгорания педагогов с повестки дня так и не снята.
Спросу на учительские вакансии способствует и то, что тема учительских зарплат уже не является ни для кого тайной – все данные о том, сколько в какой школе зарабатывают учителя, опубликованы в Интернете. Когда человек приходит в школу, он уже знает, сколько будет зарабатывать. Например, увидел, что в одной школе зарплата педагога равна 35 380 руб. Можно подумать... А посмотрел на остальные – и вообще глазам не верится. В основном зарплаты начинаются от 60 тыс. руб., затем быстро переходят в разряд 70 тыс. И даже на 80–100 тыс. можно замахнуться, потому что такие зарплаты тоже есть. И их немало. Первая в рейтинге таких школ – школа № 1379, здесь средняя зарплата – 100 704 руб. за первый квартал. А школа № 2065, например, хоть и занимает 9-е место, держится на средней зарплате в 90 271 руб.
Так что искать работу в школе сегодня готовы многие. Но сами директора школ – народ осторожный, любят собеседование с соискателями и каверзные вопросы из области педагогики. Очень любят в школе бывших инженеров-практиков. Понравившихся даже готовы ждать из магистратуры. И педагогическое образование можно получить именно там. Магистратура в МГПУ, например, предлагает им даже неожиданный перечень программ. Например, есть такие: «Образовательные медиа», «Образовательный туризм», «Образовательная политика». Считается, что выпускники последней смогут участвовать в реализации крупных государственных образовательных проектов.
А как же при такой конкуренции живет молодое поколение педагогов? Что остается им? Федор Шеберстов, руководитель программы «Учитель для России» (фонд «Новый учитель»), рассказал о проекте для молодых учителей. О том, как готовят педагогический десант из столичных парней и девушек для периферийных школ. Суть программы заключается в том, что ребята, окончившие, к примеру, Санкт-Петербургский университет, едут на два года учителями в Тамбов в обычную школу с результатами ниже среднего по региону. И там реализуют себя.
На одно место участника такой программы претендуют сегодня 18 человек. Стипендия, которая выплачивается молодым людям, – 35 тыс. руб. Как отбирают кандидатов? «Мне кажется, что помимо того, чем человек может поделиться, важно понимать, зачем он хочет этим делиться, – рассказывает Федор Шеберстов. – Какова его собственная повестка. Мы пытаемся оценить в учителях человечность».
Опытные директора школ, добавила Наталья Файдюк, безошибочно определят так называемого генетического педагога. Некоторые из них даже сразу и не осознают свой «диагноз», и приходят в школы окольными путями. Например, учительница школы № 2025 Алена Ефимова рассказала, что окончила с отличем МИФИ, но сердцу не прикажешь. Доказала себе, что может, и все равно ушла в школу. Теперь преподает математику детям и занимается волонтерскими проектами.
А все-таки хорошо, что уже можно говорить на такие темы. Всего несколько лет нехватка учителей в школах была настолько ощутимой, что хватали чуть ли не первых встречных. Но то время проходит. По крайней мере нас убедительно просят поверить в это.