0
4517
Газета Образование Интернет-версия

07.06.2016 00:01:00

Учителями уже хотят стать бывшие экскурсоводы

Тэги: учителя, педагоги, зарплата, круглый стол, мгпу, школьные конфликты, психологическая помощь


учителя, педагоги, зарплата, круглый стол, мгпу, школьные конфликты, психологическая помощь Психологи считают, что учитель прежде всего интересен детям как личность. Фото PhotoXPress.ru

Сложная ситуация на рынке труда и повышение зарплат педагогов привели к тому, что в учителя сегодня рвутся все – от экс-гидов иностранных делегаций до ученых из вчерашних НИИ. И не мудрено! Ведь в некоторых школах столицы зарплаты учителей подскочили до 80–100 тыс. руб. Об этом и о многом другом рассказали директора московских школ на круглом столе в Московском городском педагогическом университете (МГПУ).

Хотя разговор в МГПУ шел вовсе и не о зарплатах. Обсуждали тему: «Новый учитель для новой Москвы: кого ждут подростки, родители, общество?» Выяснилось, что все ждут личность. В смысле, что учитель должен быть интересен как личность. Научить материалу урока можно всегда, но пойдут-то дети за личностью. Как ни странно, но в период компьютерно-технологического триумфа школы требование к этому качеству педагога только возросло.

Да, действительно, говорит Наталья Файдюк, директор школы № 2065 (кстати, одной из самых больших школ страны, в ней обучается 8155 детей), сегодня приходят наниматься на работу люди самых разных, в том числе и очень престижных некогда профессий. И многим отказывают, потому что недавно принятый государственный стандарт требует наличия у кандидата на должность педагогического образования. На риск пойдет не каждый директор. Все-таки работа нервная, с детьми, а в нынешний век самопрезентаций – еще и крайне нервная. Возьмите хотя бы недавнюю историю с тульской учительницей, чью истерику на уроке, запечатленную на смартфоне, теперь изучают заинтересованные полицейские лица.

Кстати, пожалели участники круглого стола в МГПУ, почему-то в первую очередь кризис выбил из школьных рядов учителей по внеурочным занятиям и... психологов. И теперь школьные конфликты решают без участия последних. Раньше кабинет психологической разгрузки помогал в первую очередь, конечно, детям, да только и учителя туда захаживали. Сегодня, вероятно, стоит задуматься над аналогами – центрами психологической помощи учителям. Тема профессионального выгорания педагогов с повестки дня так и не снята.

Спросу на учительские вакансии способствует и то, что тема учительских зарплат уже не является ни для кого тайной – все данные о том, сколько в какой школе зарабатывают учителя, опубликованы в Интернете. Когда человек приходит в школу, он уже знает, сколько будет зарабатывать. Например, увидел, что в одной школе зарплата педагога равна 35 380 руб. Можно подумать... А посмотрел на остальные – и вообще глазам не верится. В основном зарплаты начинаются от 60 тыс. руб., затем быстро переходят в разряд 70 тыс. И даже на 80–100 тыс. можно замахнуться, потому что такие зарплаты тоже есть. И их немало. Первая в рейтинге таких школ – школа № 1379, здесь средняя зарплата – 100 704 руб. за первый квартал. А школа № 2065, например, хоть и занимает 9-е место, держится на средней зарплате в 90 271 руб.

Так что искать работу в школе сегодня готовы многие. Но сами директора школ – народ осторожный, любят собеседование с соискателями и каверзные вопросы из области педагогики. Очень любят в школе бывших инженеров-практиков. Понравившихся даже готовы ждать из магистратуры. И педагогическое образование можно получить именно там. Магистратура в МГПУ, например, предлагает им даже неожиданный перечень программ. Например, есть такие: «Образовательные медиа», «Образовательный туризм», «Образовательная политика». Считается, что выпускники последней смогут участвовать в реализации крупных государственных образовательных проектов. 

А как же при такой конкуренции живет молодое поколение педагогов? Что остается им? Федор Шеберстов, руководитель программы «Учитель для России» (фонд «Новый учитель»), рассказал о проекте для молодых учителей. О том, как готовят педагогический десант из столичных парней и девушек для периферийных школ. Суть программы заключается в том, что ребята, окончившие, к примеру, Санкт-Петербургский университет, едут на два года учителями в Тамбов в обычную школу с результатами ниже среднего по региону. И там реализуют себя. 

На одно место участника такой программы претендуют сегодня 18 человек. Стипендия, которая выплачивается молодым людям, – 35 тыс. руб. Как отбирают кандидатов? «Мне кажется, что помимо того, чем человек может поделиться, важно понимать, зачем он хочет этим делиться, – рассказывает Федор Шеберстов. – Какова его собственная повестка. Мы пытаемся оценить в учителях человечность». 

Опытные директора школ, добавила Наталья Файдюк, безошибочно определят так называемого генетического педагога.  Некоторые из них даже сразу и не осознают свой «диагноз», и приходят в школы окольными путями. Например, учительница школы № 2025 Алена Ефимова рассказала, что окончила с отличем МИФИ, но сердцу не прикажешь. Доказала себе, что может, и все равно ушла в школу. Теперь преподает математику детям и занимается волонтерскими проектами.   

А все-таки хорошо, что уже можно говорить на такие темы. Всего несколько лет нехватка учителей в школах была настолько ощутимой, что хватали чуть ли не первых встречных. Но то время проходит. По крайней мере нас убедительно просят поверить в это.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
2005
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
4071
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
3099
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2543

Другие новости