0
3805
Газета Образование Интернет-версия

11.05.2016 00:01:00

Долой уроки, отметки, классы и родительские собрания

Тэги: образование, школа, реформы, константин зискин


образование, школа, реформы, константин зискин Урок в музее – дело хорошее, но занятия в классе он все равно не заменит. Фото с сайта www.mos.ru

В ближайшем будущем из школы уйдут отметки, уроки, деление на классы, записи и замечания в дневнике, вызов родителей в школу и даже родительские собрания. Буквально на днях об этих нешуточных изменениях поведал на круглом столе в агентстве Интерфакс директор института «Высшая школа образования и когнитивных наук» (ВШО) Московского педагогического государственного университета (МПГУ) Константин Зискин.

Случилось это событие на презентации того самого Института ВШО, который, как предполагается, будет вести научные исследования, повышать квалификацию и проводить дополнительную подготовку работников образования, а также студентов по программам магистерского уровня.

Но прежде директор  ВШО рассказал о пользе когнитивистики для педагогической науки в целом. Психологи уже давно заметили, что человек лучше запоминает что-то, если действие осталось незаконченным. Возьмите официанта в ресторане, предложил пример Зискин. Пока клиент не расплатился, официант помнит о счете и о том, что заказывал клиент. Но почти сразу забывает об этом после того, как клиент расплатился по счету. Тот же самый эффект случается и со студентом, который забывает то, что он учил, сразу после получения оценки на экзамене. Тот же самый эффект происходит со школьником у доски после получения им оценки. Такова природа человека. И возникает тогда вопрос, подытожил Зискин, а зачем нужна тогда школьная оценка?

Или еще пример из области когнитивистики, продолжил иллюстрировать свои тезисы Константин Зискин. Ученые доказали, что записывание не влияет на процесс запоминания. То есть человек либо записывает, либо запоминает. Студент, когда пишет шпаргалку, запоминает материал только тогда, пока его ручка не коснулась бумаги. Поэтому записывание мешает запоминать текст. Отсюда, делает вывод Зискин, традиционное восприятие лекции сегодня окончательно устарело. И задача здесь – заинтересовать аудиторию, чтобы студент дальше сам нашел интересующий его материал и занялся самостоятельно исследованием.

В общем, задача созданного института, по мнению Зискина, обобщить все новейшие исследования в области педагогики и смежных наук, чтобы в дальнейшем правильно регулировать деятельность уже всей системы, создав при этом еще единый язык и терминологию. 

Представители самых разных наук затрагивают в своих исследованиях проблемы образования, но, как правило, каждый говорит о своем. Идея же, по уверению Константина Зискина, такова: представители разных научных дисциплин должны выработать трансдисциплинарный подход вместо привычного междисциплинарного.

При этом отвергать столпов мировой и отечественной педагогики Яна Амоса Коменского и Константина Дмитриевича Ушинского никто не собирается, успокоили на круглом столе.   Наоборот, математика в понимании Коменского, как пояснили присутствующим, это наука, искусство и технология учения. С ее помощью предстоит переосмыслить педагогику, традиционно основанную на дидактике, и посмотреть на проблему учения с позиции не только учителя, но и ученика.

Всю жизнь учителей учили дидактике, напомнил ректор МПГУ Алексей Семенов, то есть науке учить. Сегодня учителя нужно научить учиться. Для обывательского уха звучит как каламбур, но специалисты называют это педагогикой сотрудничества. Это когда педагог учится, обучая других, взаимодействуя с ними. И такое сотрудничество должно, по мысли создателей нового института, коснуться всех устоявшихся ныне связей: школа – органы управления, учитель – родитель, учитель – ученик.

Любопытно, что партнерами новой структуры уже заявили себя НИИ нормальной физиологии РАН и лаборатория психофизиологии Института психологии РАН. А ключевым партнером почему-то названа не Российская академия образования (РАО), а… Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт». Наверное, потому, что президент НИЦ «Курчатовский институт», член-корреспондент РАН Михаил Ковальчук давно уже известен как принципиальный сторонник так называемой НБИК-концепции – нано-био-инфо-когито исследований.

Впрочем, если учесть все те преобразования, которые уже успел набросать аудитории Константин Зискин (о скором исчезновении классов, уроков, отметок, родительских собраний, открытости школы для родителей и т.д.), то все становится понятным. Ведь не все члены РАО, как присутствовавший на круглом столе академик РАО Виктор Болотов, готовы разделить столь большую ответственность за будущее разрушение традиционной системы образования.

И, конечно, свое отношение к философствованию новаторов уже выразили учителя на известном интернет-ресурсе Pedsovet. org. Приведем пару цитат. «А вот оценки в школе никогда и никуда не денутся… Реформаторы любят все менять…»; «Бред... Школа станет более открытой для родителей»; «Так для кого школа: для детей или родителей?»; «А жизнь в этой постшколе останется в натуре?»; «Исчезнут отметки, звонки, замечания в дневнике и вызов родителей, а вместе с этим ненужным хламом исчезнет из школы и само образование... да и не школа это будет – так, клуб по интересам…».

Хлестко? Но учителя и должны оставаться консерваторами. На том и стоим.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Виктория Панфилова

В Астане военные самолеты будут обеспечивать безопасность российского президента

0
1198
Лукашенко рассказал, как Пакистану спастись от турбулентности

Лукашенко рассказал, как Пакистану спастись от турбулентности

Дмитрий Тараторин

Президент Белоруссии провел в Исламабаде переговоры и дал дружеские советы

0
1134
В РФ могут создать центры для детей мигрантов по изучению русского языка

В РФ могут создать центры для детей мигрантов по изучению русского языка

0
753
ФСБ сообщила о лишениии аккредитации британского дипломата

ФСБ сообщила о лишениии аккредитации британского дипломата

0
612

Другие новости