Пока эксперты говорят о росте зарплат лишь в IT-отрасли. Фото Reuters
Чиновники Министерства образования и науки РФ считают, что в обществе не хватает ответственности самого ребенка и его родителей за будущее семьи. Последние уж слишком полагаются на школу, потом на вуз, потом на работодателя. Такую позицию выразил замминистра образования и науки РФ Вениамин Каганов на встрече в Институте медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», где разговор зашел об осознанном выборе и профессиях будущего.
Ответ замминистра Каганова прозвучал на вопрос модератора встречи, что такого конкретного делает министерство сегодня, чтобы будущие выпускники вузов легко встраивались в экономику страны. Напомнив про новые федеральные государственные стандарты, министерский мониторинг вузов и прочие ведомственные дела, Вениамин Каганов заявил, что без ответственности семьи результата все равно не будет. «А мы все привыкли к тому, что нас за ручки везде водили, и ожидаем, что сейчас будут водить…» – сказал чиновник аудитории. После его следующих слов собрание, призванное удовлетворить родительские запросы, можно было бы и вовсе закончить. «Хотя есть и атлас профессий будущего, и другие работы есть, но что будет – никто не знает, – «успокоил» аудиторию замминистра, – я по крайней мере не берусь сказать, что я точно знаю, хотя и есть какие-то свои предположения в отношении этого… Потому что постоянно нас жизнь удивляет, и то, что должно измениться, не меняется. А то, что вроде бы меняться не должно, меняется с необыкновенной скоростью, создавая совершенно новые обстоятельства». Задача министерства, по мнению Вениамина Каганова, состоит в том, чтобы воспитать человека, способного выжить в любой ситуации. А это значит – «научить его коммуницировать». И все остальные нововведения министерства направлены на этот заказ времени.
Несмотря на такие невнятные перспективы, встреча, призванная обсудить вопросы профориентации, прогнозирования рынка труда и востребованности нынешних профессий, продолжилась. И специалисты по анализу рынка труда, форсайта, рекрутинга и инновационного обучения представили свои наблюдения родителям.
Но прежде немного о том, что происходит с молодыми специалистами на рынке труда сегодня. Андрей Елисеев, главный редактор портала Работа.ру, рассказал, что намеков на выход из нынешнего кризиса пока нет. От кризиса пострадали более всего молодые специалисты. И доля вакансий, которые предлагают работу для людей, начинающих карьеру и не имеющих опыта работы, сократилась с 17% от всех вакансий до 12%. Основной объем этих предложений в первую очередь касается торговли – это продавцы, продавцы-консультанты и т. д. Держится на плаву сфера IT-технологий. Довольно тревожная ситуация для молодых специалистов создалась на таких направлениях, как тестирование, администрирование сайтов, даже веб-дизайн. По данным портала, рухнул рынок медиа в стране. Хотя журналисты не пропали, а переквалифицировались в копирайтеров. А общую ситуацию на рынке труда лучше иллюстрирует такой пример: если ранее на одну вакансию, опубликованную в месяц, приходилось примерно 1,5–3 резюме, то сегодня – уже 5–6. На одну вакансию инженера приходится по 12 резюме, на вакансию юриста – примерно 13, а на менеджера по туризму – более 20.
На встрече напомнили, что современные родители в смятении, они действительно не знают, куда направить ребенка. И выбирают сегодня все даже не специальность, а хороший вуз. А в вузе выбором абитуриента руководит уже не он сам, а его результат по ЕГЭ. Вчерашние школьники по-прежнему ориентированы на гуманитарную сферу. И первый по популярности предмет среди сдававших ЕГЭ (кроме обязательных) – это обществознание.
По итогам мероприятия эксперты сошлись на том, что в случае прогнозирования правильней говорить не о профессии, а о навыках и компетенциях будущего. По мнению выступавших, совсем скоро рынок труда в привычном для нас виде вообще исчезнет с лица земли вместе с таким понятием, как «профессия». Причина таких радикальных перемен – полное вытеснение человека из сферы стандартизированных операций роботизированным производством и искусственным интеллектом. Наибольшую ценность в такой ситуации будут иметь творческие компетенции и способность придумывать кастомизированные товары и услуги. Чему опять же следует учить ребенка. А стать успешными молодым людям в будущем помогут такие качества, сформированные школой и родителями, как: полная ответственность за свою жизнь, адаптивность, обладание экспертизой в своей сфере, системность мышления, умение создавать проекты под ключ, мотивация и навыки инвестировать в самого себя.