0
5592
Газета Образование Интернет-версия

15.03.2016 00:01:00

Чем наш студент отличается от западного

Тэги: высшее образование, вузы, сокращение, студенты


высшее образование, вузы, сокращение, студенты Российские студенты в отличие от американских проводят гораздо больше времени в аудитории – на лекциях и семинарах. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru

Обострившиеся в последнее время дискуссии на тему «высшего образования много не бывает» дают повод поговорить, а что на самом деле ожидает нас через десяток лет в случае продолжения курса на сокращение вузовской сети. Да и вообще, что за студент придет на смену нынешнему.

Как раз на прошлой неделе пришло сообщение об очередном закрытии еще нескольких вузов. Как сообщает Рособрнадзор, он запретил прием в пять вузов «за неисполнение в установленные сроки предписаний». Речь идет как о государственных, так и негосударственных вузах.

А ровно за неделю до этого на парламентском часе депутат Госдумы РФ Олег Смолин выступил с критикой «автоматического» сокращения вузовской сети и призвал политиков не поддаваться на удочку «ложных тезисов» в пользу такого сокращения. По мнению депутата, в России недостаточно вузов, мало бюджетных мест в них, сомнительно определение качества высшего образования с помощью министерского мониторинга «эффективности и неэффективности университетов». И у депутата совсем нет уверенности в том, что «многопрофильные вузы» лучше «профильных».

Олег Смолин приводит в пример происходящие сегодня изменения с МГУ им. М.В. Ломоносова. По мнению депутата, «университет превращается в ассоциацию факультетов. То есть делегирует полномочия вниз, потому что иначе такой махиной управлять невозможно».

Справедливость или ложность предпринятых шагов может доказать только время. Но вот футурологи на основе существующих данных уже готовы делать некоторые прогнозы. На недавно закончившемся Красноярском экономическом форуме научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин рассказал аудитории, какими будут студенты и выпускники вузов в 2030 году.

Как считает социолог, уже сегодня можно говорить о том, что невероятный рост общего количества студентов в мире через 15 лет приведет к тому, что высшее образование будет практически у каждого. И ограничить этот рост не получится. Это мировая тенденция.

Уже сегодня понятно, что поколение-2030 проведет в образовательных организациях в общей сложности 16–17 лет своей жизни. Это тоже мировая тенденция. Исак Фрумин провел сравнительный анализ отечественных и иностранных исследований, позволяющий выявить характерные когнитивные навыки нынешних детей. И аналитик пришел к выводу, что примерно пятая часть наших школьников демонстрирует такие важные характеристики, как упорство, упрямство, настойчивость и относительно высокие когнитивные показатели. За этих детей можно не беспокоиться, они найдут себя в новом мире.

Примерно треть отечественных школьников – и это больше, чем в других странах, – слабо адаптированы к правилам, к организации школьной жизни. Как считает Фрумин, это важнейший индикатор их возможного относительного социального неуспеха в будущем. Еще четверть наших детей в начальной школе общительны, обладают высокими социальными навыками, но низкими когнитивными характеристиками. Что в принципе не страшно. И еще около четверти – это дети, у которых неплохие когнитивные показатели, но недостаточные мотивация, упорство. В будущем они могут примкнуть к любой из трех вышеописанных групп. Предварительный анализ показывает, что, к сожалению, чаще всего они вливаются во вторую группу.

Если описанное выше соотношение сохранится, то, считает Фрумин, в эпоху всеобщего высшего образования не менее трети выпускников школ будут просто не готовы к обучению в вузе. (Не так уж это и мало!)Еще четверть не будет готова к профессиональной подготовке, к так называемому особому типу высшего образования, направленному на развитие «мягких» навыков (лидерство, ведение переговорных процессов, умение работать в команде, тайм-менеджмент, эрудированность, креативность и т.п.).

«Сегодня, – подчеркивает Фрумин, – замечено существенное отличие наших студентов от иностранных. И со временем, возможно, оно будет только усиливаться». И не всегда то, что отличает нас, является нашей сильной стороной. Российские студенты в отличие от американских проводят гораздо больше времени в аудитории – на лекциях и семинарах. 

Например, в США и Китае возможность прямого индивидуального контакта с профессором помимо экзамена была примерно у 90% студентов. А в России – всего у 40%. Это говорит о том, что наше активное трудовое поколение в 2030 году будет демонстрировать низкий уровень культуры самостоятельного труда, активности, коммуникации, считает Фрумин.

Или еще другой интересный момент. У нас и студенты, и преподаватели удовлетворены качеством образования. Это хорошо, говорит Фрумин, когда граждане довольны, но в таких условиях не избежать проблемы низкого спроса на перемены в работе и жизни, риска неготовности к обновлению и развитию. «Кроме того, пассивная позиция наших студентов в отношении плагиата и нечестного поведения одногруппников, – замечает социолог, – грозит в будущем высоким уровнем терпимого отношения к коррупции и неправомерному поведению в обществе».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Виктория Панфилова

В Астане военные самолеты будут обеспечивать безопасность российского президента

0
1266
Лукашенко рассказал, как Пакистану спастись от турбулентности

Лукашенко рассказал, как Пакистану спастись от турбулентности

Дмитрий Тараторин

Президент Белоруссии провел в Исламабаде переговоры и дал дружеские советы

0
1193
В РФ могут создать центры для детей мигрантов по изучению русского языка

В РФ могут создать центры для детей мигрантов по изучению русского языка

0
791
ФСБ сообщила о лишениии аккредитации британского дипломата

ФСБ сообщила о лишениии аккредитации британского дипломата

0
638

Другие новости