Теперь российский учитель и официально не обязан присутствовать в школе в свободные от уроков, педсоветов и родительских собраний дни. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
Министерство образования и науки РФ подготовило проект приказа «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». Как считают авторы документа, проект улучшает положение педагогов, вносит разъяснение для работодателей и исключает возможность для злоупотребления.
Обычно такого рода документами Министерство образования старается не столько упорядочить деятельность в подведомственных организациях, сколько привести в соответствие все ранее принятые приказы своего и других ведомств. Но бдительные наши граждане вдруг почувствовали уже в самом появлении такого документа некую потенциальную угрозу.
Появилось сообщение, что документ увеличивает фактическое время работы учителя за счет выполнения неоплачиваемых обязанностей. И министерству пришлось оправдываться, что проект не предполагает и не вносит никаких изменений в закрепленные ранее нормы продолжительности рабочего дня. На самом деле документ не говорит ничего об увеличении продолжительности рабочего дня, и тем более бесплатно. Впрочем, пока он и не подписан окончательно.
Как сообщается в «Обзоре документа», документ «расширяет перечень показателей, которые учитываются при установлении режима». Речь идет в первую очередь о продолжительности рабочего времени, времени для выполнения дополнительной работы за дополнительную оплату по соглашению сторон трудового договора и об объеме учебной нагрузки.
Итак, проект ограничивает возможности работодателя в части установления графика подготовки к урокам. Запрещает им требовать от педагогов присутствия в образовательной организации в свободные от уроков, педсоветов и родительских собраний дни. При составлении расписания занятий, плана и графика работы рекомендует предусматривать для указанных работников свободный день с целью использования его для дополнительного профессионального образования, самообразования, подготовки к занятиям. Проектом предусмотрена отмена действующей сейчас нормы, которая позволяет увеличить до 20 минут рабочее время педагога за счет перерыва во время спаренных занятий.
В проекте предусмотрено, чтобы дополнительные обязанности педагога, непосредственно связанные с образовательной деятельностью, осуществлялись с письменного согласия работника и за дополнительную оплату. Новый документ советует не нарушать «непрерывную последовательность занятий», чтобы не образовывался длительный перерыв в работе педагогов. В течение рабочего дня (смены) для педагогических и иных работников должен быть предусмотрен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается.
Приказ регулирует рабочее время педагогов и в каникулярное время. Каникулярное время, не совпадающее с отпуском учителя, считается рабочим. И администрации советуют использовать его рационально, для дополнительного профессионального роста учителя.
Как сообщает пресс-служба министерства, своим появлением документ обязан еще и тем многочисленным «сигналам о перегибах со стороны руководства школ», не ценящим время педагогов.
Если Министерство образования озабочено совершенствованием нормативной базы, то московские власти смотрят глубже. На днях появилось сообщение, что анонимную индивидуальную и групповую психологическую помощь для московских учителей начали оказывать при Городском психолого-педагогическом центре Департамента образования. Учителя, сетуют психологи центра, склонны к эмоциональному выгоранию. Их нервную систему истощают не только ученики или постоянно требующее отчетности начальство, но и родители. А что еще – покажет мониторинг, проведенный в ходе этого эксперимента.
И опять же, если Департамент образования Москвы озабочен эмоциональным состоянием педагогического корпуса, то за рубежом уже вовсю работают с одним из основных «раздражителей» педагогов – с родителями.
Совсем недавно во французских СМИ прошла новость, что бывший министр образования Франции Люк Ферри опять призвал общественность крепить связь школы и родителей. Стремление к сотрудничеству между ними было прописано в законе о переустройстве школы, который инициировал Люк Ферри и который приняли еще в 2013 году. Кстати, одной из практических мер этого закона было, например, отведение специального помещения для родителей внутри учебного заведения. Сегодня бывший министр призывает проводить последовательную политику привлечения родителей к работе школы в деле воспитания подрастающего поколения. «Основная проблема в том, что дети плохо воспитаны!» – в сердцах заявляет сегодня экс-министр образования Франции.
Между тем плохо воспитанные дети – это не тема отдельно взятой семьи, а проблема всего класса. Американские ученые Скот Карел, Марк Хокстра и Элира Кука в недавно опубликованной работе The Long-Run Effects of Disruptive Peers («Влияние в долгосрочной перспективе одноклассников-хулиганов») (NBER Working Paper No. 22042) развернули тезис о том, что наличие в классе в первые годы обучения одноклассников-хулиганов оказывает влияние на последующую сдачу экзаменов, поступление в колледж и на будущий денежный доход других учеников класса. И даже точно определили их будущий убыток.
Вывод нас в принципе не удивляет: все мы помним еще со школьных времен, что учителя, не сумевшие наладить дисциплину в классе, имели по своему предмету, как правило, самую плохую успеваемость. Это было актуально даже в доперестроечные годы. Хотя в то время учителя еще старались наверстать упущенное, занимаясь с отстающими учениками дополнительно.
В условиях нынешней коммерциализации эта «благотворительность» уже не пройдет. Поэтому девиз «хулиган на уроке отнимает часть твоей будущей зарплаты» должен быть ныне более чем актуален для отечественной школы.