Несмотря на все технологические новшества, школьная подготовка по предмету «история», по мнению ректоров, еще крайне слаба. Фото с сайта www.mos.ru
Историческое образование в условиях обновления социального заказа и нормативной базы обсудили на заседании Учебно-методического объединения (УМО) в рамках Всероссийского совещания деканов и заведующих кафедрами исторических факультетов университетов России. Как отметили на заседании, преподавание истории в негуманитарных вузах оставляет желать лучшего.
Причина кроется не столько в отношении здесь к самому предмету «история». (Как заметил ректор Российского государственного гуманитарного университета, академик Ефим Пивовар, на преподавание предмета в непрофильных вузах отводится очень мало времени - всего полгода). Причина – еще и в крайне слабой школьной подготовке студентов. В результате чего все сводится к повторению уже пройденного в школе. Тут можно напомнить, что еще в 2003 году на одном из совещаний по проблемам изучения и преподавания истории в высшей школе академик Александр Чубарьян отмечал, что «в негуманитарных вузах страны преподавание истории сводится к откровенной профанации». Видимо, и по прошествии времени проблема с преподаванием истории в непрофильных вузах так и остается нерешенной.
Впрочем, как обещают представители Министерства образования и науки РФ, сейчас все пойдет совсем по-другому. После утверждения нового типового Положения об учебно-методических объединениях цели и задачи их несколько изменились. Предполагается, что отныне научно-образовательное сообщество будет само разрабатывать подходы к обучению и определять, чему учить студентов. А за УМО останутся переподготовка учителей и дискуссии с коллегами из других областей наук. Еще УМО пишет примерные образовательные программы, формирует образовательные стандарты, увязывая их с профессиональными стандартами.
По планам, которые обрисовал директор департамента государственной политики в сфере высшего образования Александр Соболев, это выглядит следующим образом. На сегодняшний день перестроена система высшего образования: научных специальностей теперь около 700, они разделены на 9 направлений и 57 укрупненных групп. Направлениями будут распоряжаться координационные советы, а группами – уже новые УМО.
Новая степень свободы УМО – вещь, несомненно, приятная. Но, как заметил ректор РГГУ Ефим Пивовар, такая свобода теперь появилась не только у историков, но и «у тех, кто может историков не услышать». Как они распорядятся этой свободой, еще вопрос. Хотелось бы, чтобы у других специалистов были тоже хорошие знания истории, но теперь это зависит от разных обстоятельств. Например, как быть с тем, что вопреки бравурным заявлениям министерства идет сокращение сегмента исторического образования в высшей школе.
Как отметил специалист в области применения математических методов в исторических исследованиях, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова Леонид Бородкин, количество бюджетных мест в вузах за прошедшие десять лет уменьшилось более чем вдвое. И еще сокращается количество часов по истории. Это ведет к массовому слиянию кафедр. Что чревато утратой региональных научных школ.