Тема школьных учебников вновь оказалась в центре внимания. На этот раз поводом для беспокойства общественности стал учебник обществознания для 8-го класса, в котором родители обнаружили унизительные высказывания о людях с ограниченными возможностями здоровья. После волны возмущения в социальных сетях издательство, выпустившее учебник, направило его на повторную экспертизу, и теперь велика вероятность, что из федерального перечня его исключат.
Два года назад министерство серьезно изменило порядок экспертизы учебников, рассказала журналистам первый заместитель министра образования и науки РФ Наталья Третьяк. Появились новые виды экспертизы (общественная, для ряда учебников – региональная), введены требования о наличии непрерывной линейки учебников (для всех параллелей, где изучается предмет), электронной версии учебников и специальной книги для учителя. Это позволило существенно улучшить качество книг, допущенных в школы. И если не так давно в перечень входило чуть меньше 3000 учебников, то сейчас – чуть больше 1200. Более 1500 книг остались за бортом. «Новая процедура исключает возможность отклонения хорошего учебника», – считает первый замминистра.
Однако при исключении учебника из перечня возникает ряд проблем.
Дело не только в том, что авторы и издательства в ряде случаев обращаются в суды, организуют сбор подписей под петициями в Интернете и требуют пересмотра принятых решений. В соответствии с действующими нормами даже после исключения из перечня школы могут пользоваться учебником в течение пяти лет: никто насильно изымать его не будет. Это дает возможность авторам и издательствам продолжать продвигать свои учебно-методические комплексы (УМК) – ведь есть же надежда, пусть призрачная, что когда-нибудь учебник вновь попадет в перечень. Так что кое-кто пытается убедить учителей, что по исключенным из перечня учебникам работать можно и нужно. Одна из таких линеек, которая не вошла в новый перечень, но рекламу которой по-прежнему можно видеть на учительских форумах и даже на книжных выставках, – учебник английского языка Enjoy English («Английский с удовольствием») под редакцией Мерем Биболетовой.
Итак, школа не может закупать исключенные из перечня учебники, но использовать их в течение пяти лет имеет полное право. Какие же здесь возможны риски?
Во-первых, отрицательные заключения экспертов на учебник означают, что он не соответствует требованиям государственных образовательных стандартов, а теперь еще и примерных программ. По этому учебнику готовить детей к ОГЭ и ЕГЭ вряд ли стоит – есть риск, что учили одному, а спрашивать будут другое. Понятно, что авторы учебников, не попавших в федеральный перечень, и издательства, выпускавшие эти учебники, объясняют отрицательные результаты экспертизы техническими ошибками. Но, как подчеркивают представители Минобрнауки России, все судебные разбирательства, инициированные авторами и издательствами по поводу результатов экспертизы, были ими проиграны.
Во-вторых, с 1 сентября 2015 года бумажные учебники можно использовать в школах наряду с электронными. В некоторых школах – наиболее продвинутых, инновационных – наличие электронных версий стало обязательным требованием. В новом федеральном перечне все учебники имеют электронные формы, которые проходили такую же строгую экспертизу, как и бумажные версии. Получается, что если учебника в новом федеральном перечне нет, то и его электронную версию нельзя использовать – на экспертизу ее никто не направлял. Официального решения о пригодности электронной версии для использования в школах попросту нет.
Казалось бы, учитель может использовать в учебном процессе элементы нескольких УМК – и включенные в новый перечень, и исключенные из него, но сохраняющиеся в школах на ближайшие пять лет. Но и тут возникает проблема: с одной стороны, таскать в школу разные учебники по одному предмету – дополнительная нагрузка на детские позвоночники. К тому же нарушение линейки снижает качество преподавания – это общеизвестно в педагогическом сообществе.
В случае с линейкой Биболетовой ситуация усугубляется тем, что авторы разминулись с издательством, которое раньше выпускало их учебники. Права на учебники для 3, 4, 9 и 10-х классов у этого издательства закончились. В переработанном виде они явно нарушат преемственность между классами – художественное оформление будет совсем другим.
То есть УМК в прежнем виде перестает существовать, теряется методическая и информационная поддержка в регионах, а работать учителям надо дальше. Есть риск, что помимо учебников не будут печататься и дополнительные компоненты, необходимые для проведения урока (рабочие тетради, книги для учителя и пр.). И хотя авторы уже обратились в другое издательство, которое представило новую версию УМК на Московской международной выставке-ярмарке в сентябре 2015 года, перспективы линейки, не включенной в федеральный перечень, да и еще и при наличии явной тенденции не допустить значительный рост числа учебников, выглядят сомнительно. Придется снова проходить экспертизу, и будет ли она успешна, нет никаких гарантий.
При этом возможности выбора у учителей все равно остаются – идея перехода к единому и единственному учебнику не нашла понимания в российском обществе. И если, делая выбор, руководствоваться действующим перечнем, есть гарантия, что учебник поможет подготовить к ОГЭ и ЕГЭ, что его электронная версия соответствует современным требованиям. При всем изобилии учебных и информационных материалов, которыми пользуется и хороший учитель, и прилежный ученик, учебник остается навигатором в море знаний. Его качество не должно вызывать нареканий. Как сказала Наталья Третьяк, «если мы ставим на чаши весов интересы детей и интересы издательств, интересы детей должны перевешивать».