0
7537
Газета Образование Интернет-версия

29.09.2015 00:01:00

Почему раньше всегда учили лучше

Тэги: образование, школа, качество, опрос, нововведения, ссср


образование, школа, качество, опрос, нововведения, ссср Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов открывает конкурс «Учитель года – 2015». Фото с сайта Минобрнауки.рф

Почти половина россиян считает, что нынешний уровень преподавания в общеобразовательных школах проигрывает тому, что был во времена их учебы. Причем респонденты старше 60 лет соглашаются с этим утверждением в два раза чаще опрошенных молодых респондентов. Причина, почему они так думают, похоже, заключается в том, что уровень школьного образования падает год от года. Но вот только стоит ли в этом винить учителя?

О том, что учителя «недорабатывают», свидетельствуют результаты прошлогоднего опроса респондентов ВЦИОМа. Россиян в разных уголках страны опрашивали как раз накануне Дня учителя, который по традиции проводится в первое воскресенье октября. Кстати, о том, что приближается День учителя, знают, судя по тем же опросам ВЦИОМа, примерно 59% россиян. В основном это женщины и студенты вузов. Мужчины, не получившие высшего образования, помнят почему-то об этом празднике гораздо хуже. Но о Дне учителя непременно напомнят всем телевидение и конкурс «Учитель года России». Благодаря им об учительском соревновании наслышаны многие. По крайней мере 81% от общего числа опрошенных ВЦИОМом знают, что такой конкурс в РФ есть.

Как правило, финал конкурса проходит на родине победителя. В этом году педагоги страны съехались на соревнование в Казань. В финале конкурса этого года приняли участие 78 человек. Имена победителей по традиции назовут в Кремлевском дворце в Москве. Согласно все тому же опросу ВЦИОМа, примерно 82% респондентов уверены, что конкурс «Учитель года России» способствует повышению мотивации педагогов к профессиональному развитию.

Но вернемся к вопросу о «плохо работающих» учителях. Если судить по высказываниям родителей о том, какие качества педагогов они ценят больше всего, то оказалось, что на первое место они ставят «любовь к детям». Только пятая часть родителей убеждена, что педагог школы должен быть прежде всего интеллектуально развит. То есть сами родители не ставят на первое место профессионализм учителя. Получается, что большинство родителей по-прежнему уверены, что школа – это не место получения знаний, а скорее место социализации их ребенка. Минобрнауки РФ же уверено, что повысить качество школьного образования можно через повышение квалификации учителя. А чтобы стимулировать педагога на неформальное переобучение, надо учительский состав ранжировать. Не исключено, что совсем скоро в учительских появятся педагоги-исследователи, педагоги-наставники и проч.

Интересны еще наблюдения родителей, которые уверены, что учителя в прошлом «служили на ниве просвещения», а педагоги нынешние – слишком прагматичны. Дескать, вот раньше, считают родители, советские педагоги сидели и занимались с детьми дополнительно, потому что так понимали свой долг. А нынешние наставники думают только о том, как извлечь из школьных промахов выгоду для себя. Давайте обратимся к фактам.

Мария Майофис, кандидат филологических наук из Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ (РАНХиГС), провела сравнительный анализ о зачатках автономизации в советских школах. Она приводит данные о том, кто и как управлял советской школой. Судя по всему, ранее (как, впрочем, и сегодня) политику школы определяло руководство страны. У новых руководителей того времени была большая любовь к заимствованиям, тем более что образец царской классической гимназии маячил перед ними, как западные образцы не дают покоя чиновникам нынешним. Тем не менее любое нововведение того времени не столько было заимствованием, сколько определялось текущими задачами школы.

Например, введение раздельного обучения для девочек и мальчиков вводилось в целях укрепления дисциплины, которая трещала по швам. Ученики не просто не хотели учиться, они желали взять власть в школе в свои руки. А в условиях отсутствия дисциплины невозможно говорить о получении знаний, если источником их был практически один только учитель. В результате недолгих раздумий родились «правила для учащихся» и раздельное обучение – заимствования из классической гимназии.

То же самое касается и дополнительных занятий со школьником. Алексей Калашников, министр просвещения СССР в 1945-1948 гг., внимательно изучив состояние отрасли, пришел к такому для себя выводу, что второгодничество тормозит школьную учебу. Поэтому вышло постановление, практически принудившее учителя заниматься со школьниками дополнительно. Так что «бескорыстное служение» в прошлом было инициировано властями.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ипполит 1.0

Ипполит 1.0

«НГ-EL»

Соавторство с нейросетью, юбилеи, лучшие книги и прочие литературные итоги 2024 года

0
1262
Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
644
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
572
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
737

Другие новости