У этих малышей еще есть шанс попасть в настоящую семью. Фото Reuters
С сентября 2015 года российские детские дома должны начать работать по новым правилам. Постановление правительства РФ № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей», было подписано Дмитрием Медведевым еще 24 мая 2014 года. Приступили к его исполнению в сентябре 2015. Так что же предстоит осилить руководителям детских домов и их куратору – Минобрнауки РФ?
Новый документ меняет идеологию детского дома. Отныне эти заведения рассматриваются как временное жилье перед устройством воспитанников в приемные семьи. Как пояснил «НГ» директор Центра развития социальных проектов, руководитель портала «Усынови.ру» Армен Попов, он разговаривал со многими руководителями детских домов, многие этого постановления давно ждали. Хотя оно потребует от администраций детских домов много усилий по реорганизации. И прежде всего – работы с самими воспитателями. Им-то как раз перестроиться сложнее всего. Почему? Попробуем разобраться.
Постановление уводит нас и от самого названия «детский дом». Новое название звучит хоть и формально, но гораздо оптимистичней – Центр содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Получается, что главная задача персонала детского дома – пристроить ребенка в семью. «Название меняет функции персонала бывшего детского дома, – считатет Попов, – теперь работа его сотрудников ориентирована на то, чтобы подготовить ребенка к семейным условиям и передать его на воспитание приемным родителям. Если сиротство ранее было у нас «пожизненным», то теперь ребенок получает шанс для получения семейного воспитания. Это меняет работу не только персонала детского дома, но и органов опеки. Они начинают работать и с кровной семьей. Не было этого постановления – органы опеки стремились прежде всего защитить ребенка от плохих родителей, в том числе и лишив их родительских прав. Теперь они стремятся временно ограничить нерадивых отцов и матерей в правах на ребенка, для того чтобы успеть за это время помочь им исправить возникшую неблагополучную ситуацию. Если проанализировать, – замечает Армен Попов, – куда бегут дети из детских домов, то в 90% случаев они бегут к родным маме с папой. Какими бы те ни были. Поэтому крайне важно сохранить для ребенка общение с кровными родственниками, если общение с ними, конечно же, не угрожает жизни ребенка».
Согласно постановлению, группа детского дома теперь будет состоять не более чем из восьми разновозрастных детей. Каждую группу предписано вести ограниченному числу педагогов, чтобы у детей возникало чувство привязанности к определенному взрослому. Помещения, в которых проживают дети, должны быть устроены по квартирному типу, а личные вещи должны по возможности приобретаться с участием детей и все время находиться в открытом доступе. Встречи детей с потенциальными усыновителями или опекунами могут проходить не менее трех раз в неделю. При наличии родственников администрация обязана организовывать общение детей с ними и работать над возвращением воспитанников в родные семьи.
«Что особенно важно, – отмечает Армен Попов, – дети в этих новых домах будут жить в разновозрастных группах. Это сохранит многие родственные связи: братьев и сестер не будут разлучать. И это поможет собрать детей не по возрастным особенностям, а по интересам и по духу. Тогда старшие смогут заботиться о младших, и это тоже будет способствовать социализации этих детей». Одни и те же воспитатели, согласно комментарию Армена Попова, будет с ребенком на протяжении всей его жизни в детдоме, и днем и ночью (если, конечно же, вдруг не случится усыновление ребенка). А такие дети, которые останутся в детдоме, к сожалению, были, есть и будут. Есть детишки, рассказывает Армен Попов, которые даже в силу своего характера или психологических особенностей организма не могут жить в семье. Их, конечно, мало, но они есть. Еще довольно большая категория детей в детдоме - это дети-инвалиды. Ну и, конечно же, организация детского жилого пространства по образу квартиры, пусть и в условиях бывшего детдома, с гостиной, спальнями и кухней тоже решает многие проблемы адаптации детдомовских детишек к нормальной жизни. Ведь, что греха таить, после обычного сиротского учреждения мы получаем практически «инопланетян», не знающих, как подойти к газовой плите и заплатить за коммуналку.
«Главное, чтобы новое постановление не послужило сигналом к каким-то формальным действиям, – боится Армен Попов. – Переобустроить детские дома, превратив одну большую казарму в несколько маленьких, – это, конечно, совсем не то, к чему призывает правительство».
А как вообще обстоит дело с усыновлением в стране после выхода всем памятного закона Димы Яковлева, попросили мы рассказать нашего эксперта. Как пояснил Армен Попов, брать в свои семьи сирот российские граждане стали больше. И что еще сильно радует, не только здоровых детей. Это, конечно, настоящий родительский подвиг.
Кстати, тот факт, что иностранцы хотели брать из детского дома только детей-инвалидов, по мнению Попова, не соответствует действительности. Просто наши детские дома рекомендовали им усыновлять тех детей, от которых обычно отказываются российские родители. «Это какой-то феномен: почти все родители, ожидающие ребенка, мечтают о мальчике. Но вот усыновить хотят девочку до года. Почти все…»
В основном, конечно, сегодня детей берут в приемную семью под опеку. То есть за ребенком остается статус сироты, а приемные родители получают на него пособие. «Материальная составляющая для граждан нашей страны – вещь серьезная. Родители у нас – люди ответственные: они понимают, что после того, как ребенок вырос, лучше, если у него будет квартира от государства. Статус сироты помогает эту льготу сохранить.