Подарки учителю – это взятка или нет? Фото РИА Новости
Очередной эксперимент предлагает провести Экспертный совет при правительстве РФ – этакий тематический урок, посвященный борьбе с коррупцией, а в вузах ввести специализированный курс по этой теме. Об этом сообщила пресс-служба Открытого правительства.
«Рассказывать гражданам о вреде коррупции нужно с юных лет, буквально со школьной скамьи, не дожидаясь, пока дети вырастут и сами начнут давать и брать взятки, злоупотреблять служебным положением, перенимая опыт нечистых на руку знакомых. Коррупция препятствует экономическому росту страны и разрушает основы государственности, поэтому важно вовремя прививать гражданам культуру неприятия коррупционных проявлений и противодействия им», – приводят слова министра по делам Открытого правительства Михаила Абызова информационные агентства.
Реакция учительского сообщества на эти наивные усилия однозначная: школьников ничему нельзя научить только лекциями. Моральные уроки даются исключительно практикой. И другое сомнение – нынешним школьникам практически не интересна политическая жизнь страны. Тем не менее многие учителя согласились с той мыслью, что, возможно, есть смысл подвергнуть ревизии осмысление того, что есть взятка, а что нет. Взятка входит в жизнь человека совершенно незаметно.
Вот, допустим, борьба со школьными подарками учителю – это взятка или нет? Уже два года подряд учительница одной из московских школ предлагает родителям вместо букетов учителю собирать деньги на благотворительность. Почин остался без массового внимания. Тем не менее вопрос уже который год витает в воздухе.
Согласно планам министра Абызова, в школах Москвы, Санкт-Петербурга, Владимира и Барнаула пройдет специализированный урок для учеников 9–11 классов по теме «Коррупция: что это такое», а для родителей учеников 6–11 класса – специализированное занятие по теме «Как говорить с детьми о коррупции».
Кроме того, эксперты Открытого правительства предлагают доработать и апробировать в вузах указанных городов специализированный курс «Основы антикоррупционной политики». Он может читаться как на гуманитарных, так и на технических дисциплинах бакалавриата, а также в бизнес-школах. Эти и другие меры, по мнению экспертов, должны способствовать унификации профессиональных и общих образовательных программ по теме противодействия коррупции.
О реакции учителей на эту «говорильню» см. выше. А вот что касается обратной связи от школьников, то хочется привести пример наблюдения психологов Высшей школы экономики (НИУ). Согласно их выводам, подростки во время опросов стараются дать «правильные», социально приемлемые ответы либо же избегают суждений на чувствительные для них темы. Так что ожидаемой реакции со стороны подростков может и не быть.
Еще один любопытный момент из опроса профессора Института образования ВШЭ Катерины Поливановой заключается в том, что отношения школьников друг к другу и взрослым довольно сильно трансформировались. Чтобы раскрепостить школьников во время проведения опроса, Екатерина Поливанова предложила им сделать своеобразный сценарный ремейк известного фильма Игоря Масленникова «Завтра, 3 апреля» (1969). Обнаружилась интересная замена. Если фильм Масленникова про отношения всех поколений, то в ремейке проблемы взаимоотношений подростков оказались куда важней отношений «ребенок – взрослый».
В новой версии фильма, как утверждает Катерина Поливанова, все строится «вокруг эмоций, связанных с предательством, любовью, близкими отношениями, то есть с сугубо личным пространством – privacy». И самый ранящий сюжет – это когда эта частная сфера жизни предается огласке. То есть самопрезентация – да, но вторжение в частную жизнь – нет.
Общие наблюдения исследователя по поводу ремейка таковы: волнующие школьников вопросы – это темы предательства вокруг нарушения рубежа «я» и «мы». Отношения одноклассников выглядят как испытание, которое «выявляет меру их взрослости и степень уважения к другим людям, их свободе и частной жизни». Подростки, оказывается, более закрытые и менее наивные, чем мы предполагаем.
Многие взрослые, включая и депутатов Госдумы РФ, и членов правительства, привыкли рассуждать о школе с высоты своих школьных лет. Но вот любопытное заключение современных школьников о тогдашних школьниках. Ребята пришли к заключению, что школьники почти полувековой давности выглядят «более заинтересованными, более наивными» и в то же время «более пафосными». Нынешние школьники более прагматичны. Они быстро понимают и принимают игры взрослых.
В общем, хотите игру «Долой коррупцию!» – вы ее получите, что называется, любой каприз за ваши деньги...