Родители из разных социальных слоев по-разному инвестируют в образование детей. Фото Александра Доникова/PhotoXPress.ru
Столичный департамент образования опубликовал рейтинг московских школ. Возглавляют топ-300, как и в прошлом году, школы, лицеи и гимназии, чьи выпускники набрали больше всего баллов по ЕГЭ.
Впрочем, как пояснили авторы рейтинга, при составлении списка лучших школ оценивалась не только работа с одаренными учениками, но и со сложными. За каждого выпускника, который по трем экзаменам в форме ЕГЭ набирал не менее 220 баллов, школе давали один балл, за победу или призовое место на всероссийской и московской олимпиадах – от 1 до 10 баллов. Баллы начисляли за призеров московской олимпиады или регионального этапа Всероссийской олимпиады (1 балл), за победителя московской олимпиады или регионального этапа Всероссийской олимпиады (3 балла), за призера заключительного этапа Всероссийской олимпиады (5 баллов), за победителя заключительного этапа Всероссийской олимпиады (10 баллов).
Такой набор критериев помог выявить следующих фаворитов. Это - небольшие школы, имеющие талантливых выпускников, и массовые школы, где более трех выпускных классов. Предвосхищая критику возможных оппонентов, эксперты департамента поставили побочную задачу – выявить не просто лучших, а постараться раскрыть потенциал «средних» учебных заведений, определить грантополучателей от правительства Москвы, имеющих потенциал для развития. По заявлению главы Департамента образования города Москвы Исака Калины, за каждого ребенка, стоящего на учете в полиции и не совершившего правонарушения, школа получала дополнительные баллы.
Первые пять мест заняли: государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы (ГБОУ) лицей 1535, школа имени Колмогорова (ГБОУ специализированный учебно-научный центр (СУНЦ) при МГУ имени М.В. Ломоносова), ГБОУ центр образования «57-я школа», ГБОУ многопрофильный лицей 1501, ГБОУ лицей «Вторая школа».
«Кто сказал, что Бирюлево – это образовательное гетто!» – гласит слоган на сайте одной из школ, принявших участие в рейтинге. Ликвидация социального неравенства среди различных образовательных учреждений – то, ради чего рейтинг составлялся. Но к желаемому равенству школ департамент может так и не прийти.
Сотрудник Высшей школы экономики (НИУ) Лариса Шпаковская, проанализировала около тысячи родительских форумов в Интернете. И пришла к выводу, что «выравниванию» школ мешают… родители. По ее мнению, семьи с разным экономическим и социальным положением очень неодинаково оценивают качество образовательных услуг. Средний класс выстраивает нужные ему образовательные стратегии для детей, а рабочий класс приспосабливается к ситуации. Родители из разных социальных слоев по-разному инвестируют в образование своих детей. И наконец, они по-разному воспринимают саму школу.
Например, представители среднего класса рассматривают образование как совместное с учителями предприятие. Они организуют внешкольную активность детей и контролируют выполнение домашних заданий. Родительская любовь «высокообразованных» пап и мам не знает преград: они оставляют работу, чтобы погрузиться в учебу детей, покупают машину, чтобы возить их в престижную школу на другой конец города, или даже приобретают квартиру в районе, где расположена школа.
Люди же из рабочей среды, замечает социолог ВШЭ, обычно редко в деталях изучают образовательный рынок и учебные программы. Они довольствуются информацией от родителей, гуляющих с детьми на детских площадках, и обычно не слишком разборчивы при выборе школы. Они чаще выбирают ту, которая рядом с домом. В среде рабочих экономические, временные, информационные и прочие барьеры для получения хорошего образования становятся непреодолимыми.
Кроме того, по наблюдениям Ларисы Шпаковской, родители из рабочего класса при выборе школы склонны выполнять пожелания своих детей, нередко сформированные под влиянием приятелей. И не связывают успехи на ранних этапах образования детей с их достижениями в будущем.
Таким образом, делает вывод социолог, социальная сегрегация школ зачастую создается самими родителями.