Выпускники лидера рейтинга – лицея №1535 – могут гордиться своими педагогами. Фото с сайта www.lyc1535.mskobr.ru
В Москве вчера представили очередной рейтинг топ-300 столичных школ 2015 года. Руководитель группы разработчиков рейтинга, директор Центра педагогического мастерства Иван Ященко отмечает, что положение школ в списке отражает вклад, который был внесен этими учебными заведениями в качественное образование столичных школьников. Первое место в списке занял лицей № 1535, на втором и третьем местах – школа им. Колмогорова и Пятьдесят седьмая школа.
В обнародованном вчера рейтинге – 300 столичных школ, которые, по мнению составителей рейтинга, добились наибольшего прогресса в работе за прошедший учебный год. «Традиционно мы подводим некоторые итоги, публикуя рейтинг московских школ, – говорит Иван Ященко. – Это не рейтинг лучших школ, ведь для каждой семьи и каждого ученика его школа – лучшая. Но мы верим, что наш рейтинг – это ориентир для общества, родителей и самих школ, позволяющий понять, какая из них вносит наибольший вклад в качественное образование. Рост всех показателей рейтинга – результат мощнейшего роста этого качества, который отмечен за минувшие пять лет в Москве».
В нынешнем году первое место рейтинга занял лицей № 1535, второе – школа им. Колмогорова, третье – Пятьдесят седьмая школа. В первой десятке также многопрофильный лицей № 1501, лицей «Вторая школа», школа-интернат «Интеллектуал», школа № 179, лицей № 1580 при МГТУ им. Баумана, центр образования № 1329 и Лицейско-гимназический комплекс на юго-востоке. Как отмечает Иван Ященко, в топ-10 рейтинга обновления – примерно треть учебных заведений не попадали на первые 10 позиций ранее.
Топ-300 – это не экспертный рейтинг, для которого школы расставляют по ранжиру аналитики, используя какие-то скрытые методики, основываясь на самопрезентациях учебных заведений. Московский рейтинг формируется на основании открытых данных Департамента образования о результатах столичных школьников за минувший год. Критерии рейтинга, на которые могут ориентироваться руководители школ, публикуются заранее. В нынешнем году среди них – уровень качества общего образования, в частности результаты учеников на едином государственном экзамене и основном государственном экзамене. Также в расчет берутся показатели развития талантов школьников – количество победителей всевозможных олимпиад и конкурсов. Также для составителей рейтинга важны были показатели профилактики правонарушений – школы получают баллы за количество не совершивших правонарушений в течение года учеников, а за учеников, состоящих на спецучете, но не совершивших правонарушения, баллов начисляют еще больше. В нынешнем году внимание было приковано к дошкольникам – учебные заведения поощряли за переход воспитанников из дошкольных групп в первый класс того же заведения. Также новый критерий рейтинга-2015 – показатели активной работы с детьми-инвалидами.
«Ушла ситуация, когда у школ были разные ресурсы, разное финансирование, и потому теперь они могут на равных конкурировать друг с другом, – говорит Ященко. Но наш рейтинг – это все же не соревнование школ со школами, а соревнование школы с самой собой».
Расположенная в Кожухове школа № 2036 входит в рейтинг уже три года. Ее директор Наталья Иренкова согласна с Ященко. «Мы видим в рейтинге мощнейший мотивационный стимул для нашего развития. Все московские школы сегодня могут добиться высоких результатов, имея равные стартовые возможности. Наше учреждение – 3500 человек – по итогам 2014/15 года поднялось на 176 позиций. Это произошло за счет того, что мы смогли правильно использовать свои финансовые и кадровые ресурсы».
Директор школы № 2031 Василий Долматов солидарен с коллегами. «Нам, директорам школ, не нужно, чтобы было хуже у соседей, а нужно, чтобы было лучше у нас. Мы понимаем, что у рейтинга задача простая – сделать качество образования лучше. Система составления рейтинга понятна, и нам ясно, как надо перестраивать свою работу и что делать, чтобы достигать результатов за счет возможностей, предоставляемых городом. Рейтинг мотивирует, каждый учитель понимает, куда нужно развиваться. Но даже если школа не попадает в рейтинг – это не обязательно плохо. Это значит, что пока еще не использованы все возможности, и у нее есть перспективы».
Директор гимназии № 1048 Станислава Буробина отмечает, что ее учебное заведение смогло подняться на 137-е место с 507-го. «У нас всего около 1000 учащихся, и наш результат показывает, что необязательно быть большой школой, чтобы войти в рейтинг. Раньше мы – и родители, и педагоги – делили школы на плохие и хорошие. Но новая система формульного финансирования, которая была сформирована в Москве, уравнивает всех в возможностях. При желании, умелом распределении ресурсов возможно добиться многого. Департамент образования отказался от распределения ресурсов и отдал это право самим школам, а теперь мы используем критерии рейтинга для корректировки нашей работы. Это здоровое соревнование и возможность раскрытия возможностей коллектива».