Психологи все чаще говорят об «эмоциональном выгорании» учителей. Фото PhotoXPress.ru
Скоро на экраны выйдет фильм под многоговорящим названием «Училка». Сюжет триллера таков: доведенная до крайней степени отчаяния учительница истории берет в заложники весь класс. Потом, конечно, ситуация поменяется на 180 градусов. Ведь нынешнему поколению юных палец в рот не клади. Тем не менее сюжет, в котором присутствует учитель с оружием в руках, свидетельствует о том, что новая эпоха с ее нравами уже близка.
Такая тема, например, – давно не новость для США. Учитель из Канзаса в 2012 году расстрелял директора из винтовки, после чего покончил жизнь самоубийством. Причиной поступка послужило увольнение. Это только одно сообщение из долгой криминальной хроники современной американской школы.
В новом отечественном фильме наша и американская реальности причудливо перемешаны. Например, «училка»– типичная представительница отечественной педагогической профессии: 40 лет отдано одной школе, 40 лет в женском коллективе, постепенное обнищание коллег и собственное, лишение престижа профессии и, наконец, бессмысленный «бунт» младого поколения, считающего учителей в возрасте «полным отстоем». Впрочем, сама наставница платит детям той же монетой, называя своих мучителей не иначе как «ослабленными организмами, не способными к обучению». В общем, выход найден: за оружие! Совсем уж по-американски.
Фильм выйдет на экраны скорее всего осенью, и большая часть школьных наставников наверняка назовет это творение «оплеухой» общественному сознанию. По крайней мере сайт pedsovet.org, начавший обсуждение фильма, уже получил немало подобных комментариев. Приведем, однако, иное мнение оттуда.
Как пишет участник обсуждения: «Педагог с 40-летним стажем вряд ли возьмет в руки оружие. Если следовать версии фильма, ей должно быть лет 60. А этот возраст слабо коррелирует с протестом. Да и потом, не проще ли в таком возрасте уйти из школы совсем? Какой смысл биться головой в стену? Вот если учитель в школе лет 10 или пришел в школу из другой сферы, то он больше подходит на эту роль.
А в остальном – да, верю. Никакого диссонанса не возникает. Нынешний учитель совершенно не защищен от хамства и хулиганов в школе».
Трудно не согласиться. Нынешний педагогический состав школ в массе своей имеет некий иммунитет от заразной бациллы насилия. Но и он подвластен «реалиям» экранной жизни.Вспомним недавний случай с учительницей музыки Юлией Симоновой из подмосковной Шатуры, заказавшей убийство своего ученика. Юноша не отвечал 51-летнему педагогу взаимностью. Разъяренная женщина решила отомстить. Плохая пародия на знаменитую «Пианистку» с Изабель Юппер в главной роли.
Кстати, сюжет неудовлетворенного женского желания отнюдь не редкий в нашей школе. Но он почти не предается огласке. Не принято как-то, неудобно. А вот за рубежом такие случаи все чаще становятся достоянием общественности. Что интересно, прогорают у них на этом чаще молодые учительницы. Возьмем совсем свежий пример из американской хроники. 2 июля этого года суд в США огласил свой вердикт по делу учительницы Дженнифер Фихтер, признав ее виновной в 37 эпизодах сексуальных отношений с тремя несовершеннолетними учениками и приговорив к 22 годам тюремного заключения. За аналогичные действия 10 июля на 30 лет была осуждена учитель Брианна Алтис.
Недавно ко мне обратилась родительница ученика одной московской школы. Мальчика откровенно домогалась его классный руководитель. Мама колебалась – предать историю гласности или нет. Родители думали три дня, в итоге победил меркантильный расчет: мальчику нужен хороший аттестат, и на лав стори прикрыли глаза.
Еще чаще в нашей школе преобладает иная ситуация, когда общение учителя (особенно учителя в возрасте) с повзрослевшими учениками строится на тех же принципах, что и с учащимися начальных классов. Такой тип отношений не соответствует возрастным особенностям подростка, до беды и здесь рукой подать.
Любопытный опрос школьников провели в середине 90-х (под руководством профессора Владимира Журавлева). Он показал, что около 80% учащихся испытывали ненависть к тем или иным педагогам. Что любопытно, больше масштабных опросов школьников о ненависти и любви к педагогам не проводилось.
Зато есть много исследований, связанных с моральным самочувствием педагогов. Психологи сходятся в одном: «эмоциональное выгорание» учительства - тема отнюдь не выдуманная.
Недавно на установочном семинаре для участников всероссийского конкурса «Учитель года» замминистра образования и науки Наталья Третьяк завела разговор о «перспективах» карьерного роста педагогов. Чиновницу расстраивает, что и после пяти, и 40 лет работы в школе учитель остается в одном и том же звании. Нужно, по мнению министерской начальницы, «вплотную подойти к формированию новых подходов в карьерном росте педагога». Сегодня учителей делят всего на три категории. Этого мало.
Как это по-чиновничьи – ранжировать, стандартизировать, «подвести под показатели». Нашей школе действительно нужны новые подходы. Только вот какие, она определит сама. И к осознанию этого она придет сама, пусть и с помощью желчного кинематографа.