Самое трудное в «работе» абитуриента – это ждать... Фото РИА Новости
В этом году в вузы принимают по-новому: никаких «рекомендованных к зачислению», а только «приглашенные». Все мало-мальски приличные университеты набирают себе контингент практически сразу, в первую волну. На вторую волну оставляют не более 20% общего количества мест. Насколько сильно это меняет ситуацию с самим приемом, еще не совсем ясно. Пока экспертное мнение склоняется к тому, что нынешняя система зачисления работает против студентов из регионов.
Главным недостатком как прежней системы зачисления, так и нынешней можно считать период «невесомости», который начинается практически сразу после подачи заявления в вуз и заканчивается оглашением списка принятых. В разных вузах этот период охватывает 3–5 дней для каждой волны кампании. Единственное отличие этого сезона от прошлогодних состоит в том, что ранее в этой малоприятной неопределенности пребывало гораздо большее количество народа. Сегодня «зависают» только те, кто уже сдал аттестат в приемную комиссию вуза.
В первые годы после введения ЕГЭ дикий рынок высшего образования диктовал диковинные правила. Все помнят 2009 год, когда студенты могли подавать заявления в любые вузы. Этот год вошел в историю ЕГЭ как рекордный по количеству «псевдопоступлений». Помнится случай, как некий студент из Нижегородского технического университета подал заявления аж на 50 специальностей. А некая студентка Иванова написала заявления на 33 специальности и была зачислена на 22 из них.
Абитуриентов того времени сегодня искренне жаль, они попали под жернова министерских экспериментов. Хотя кому-то тогда очень повезло: в мутной воде всегда ловят удачу те, кто никогда не сумел бы пройти в вуз при обычных обстоятельствах.
Ситуация «невесомости» была (да и остается) как для ученика, так и для вуза довольно сложной – все той же самой, когда кормятся случайные или блатные удачники. Раньше вузы вынуждены были выяснять, кто из «рекомендованных» к зачислению придет учиться к ним. Теперь, когда никаких «рекомендованных» нет, появляются «приглашенные».
Выглядит это так: студенты несут свои заявления в вузы. Тех, кто имеет высокие баллы, вносят в особый список. И их специально обзванивают, чтобы выяснить, готовы ли они к обучению в данном вузе (кстати, эта волна телефонных опросов сегодня называется «зеленой»). Затем опрошенных выделяют особо в отдельном конкурсном списке уже на сайте приемной комиссии. Все, теперь после согласования от будущих студентов ждут только подлинников об образовании. Вуз зачисляет 80% из числа принесших заявления и документы, а оставшиеся 20% мест объявляет пока вакантными до второй волны. Если абитуриент попадет в список «приглашенных», то некоторые университеты гарантируют ему его право на поступление.
В этом, собственно, и все отличие от прежней приемной кампании. По старым правилам в реальном конкурсе участвовал каждый, подавший заявление и копии документов. По новым условиям – только те, кто представил подлинник аттестата. И это означает, что какому-то абитуриенту все равно предстоит еще побегать по приемным комиссиям, перетаскивая свой оригинал аттестата из вуза в вуз.
Появляется вопрос, а насколько это легко сделать иногороднему абитуриенту? На подвоз аттестата отводится всего три дня, прямо как в известном шлягере – «три волшебных дня было у меня». А если не успел, то выбыть из числа счастливчиков можно даже в самый последний момент?!
Сына моей коллеги пригласило сразу несколько вузов. И первыми позвонили из МГИМО. Ребенок прыгал от счастья, не мог поверить. Звонили затем из приемных комиссий и других университетов, тоже прямо домой. Спрашивали, выберет ли столь блестящий абитуриент их вуз. «Нет, – кричал парень, все еще не верящий в свою удачу до конца, – я уже поступил!»
В известных вузах звонками счастливчикам занимаются преподаватели из специально организованных call-центров. Почему преподаватели? Потому что многие абитуриенты нуждаются в дополнительной информации об отделении, на которое поступают. Ведь примерно треть из них колеблется, на какое именно отделение в данном вузе поступать, и почти треть будущих студентов смотрит в сторону соседнего вуза.
Конечно же, сегодня есть прямая заинтересованность престижных университетов – привлечь к себе как можно больше хорошей молодежи. Количество абитуриентов по сравнению с тем же 2009 годом уменьшилось чуть ли не вполовину.
Каждый приличный вуз стремится сегодня проводить политику открытости. Почти на всех сайтах вы прочтете много информации о том, как поступить в тот или иной ситуации. Как отмечают социологи, студенты теперь ценят прозрачность учреждения или программы. Был такой случай, делятся своими впечатлениями преподаватели из ВШЭ (НИУ), девушка, у которой в приоритете был другой вуз, получила там пограничные баллы, а во ВШЭ она проходила. После беседы с преподавателями того и другого заведения она не стала искушать судьбу и принесла документы туда, где ее шансы были более очевидными, хотя мечтала о другом. Одним словом, настрой обычного студента таков: лучше синица в руках.
Недавно в критериях министерского мониторинга вузов появился финансовый акцент – зарплаты выпускников. Все понимают, что трудоустройство молодых напрямую зависит от их способностей. Устройство по «родословной» в основном соблюдается только в местах с бюджетными кормушками. Жизнь стремительно меняется, и профессиональные качества молодых все более ценятся работодателями. Некоторые высшие школы для привлечения лучших практикуют «аттракционы щедрости». Например, всех волнует сегодня, что случится, если бюджетных мест окажется меньше, чем документов, поданных в вуз. Ведущие университеты заранее объявляют, что «переизбыток» хороших студентов готовы обучать за свой счет. С «целевым», «квотным» и «блатным» приемом долго во флагманах не походишь. А хочется.