Возможно, теперь и чиновникам придется пройти проверку на грамотность. Фото PhotoXPress.ru
На заседании Совета по русскому языку при правительстве РФ предположили, что «рыба гниет с головы», и предложили, хоть и с некоторой опаской, проверить на грамотность политологов, ньюсмейкеров и чиновников. Заместитель председателя правительства РФ Ольга Голодец поддержала почин подчиненных и порекомендовала им начать работу, «невзирая на лица».
Заседание совета прошло в Геологическом музее МГУ им. М.В. Ломоносова. Соседство минералов должно было, по всей видимости, подчеркнуть, сколь прекрасен русский язык и как много мы теряем, заменяя новоязом правильную речь.
Между тем под сводами отреставрированного университетского зала звучало: «…сегодня уже недостаточно проходить просто программу по русскому языку, необходимо проектировать траекторию образовательного маршрута ученика на основе концепции непрерывного образования, принятой нашим министерством на…» Впрочем, совсем скоро в зале зазвучала просто речь. И появились смыслы, едкие замечания, обвинения и даже сомнения. Например, президент Российской академии образования (РАО) Людмила Вербицкая сообщила, что подведомственная ей организация уже выпустила в свет новый словарь общеупотребительной лексики. Он нужен каждой школе, которых, как оказывается, у нас более 45 тыс. Словарь, по словам академика, нужно издать количеством не менее 100 тыс. экземпляров. На это нужны деньги, а их, как водится, нет. И та же Людмила Вербицкая напомнила, что РАО уже входит во вкус компьютерных технологий. Заработал интернет-портал по русскому языку. Ободренная успехами на онлайн-поприще, РАО уже готова заняться другими амбициозными задачами. Попутно выяснилось, что академик рада возврату сочинения в школы и предлагает скорее ввести оценку за эти ученические труды.
Речь Вербицкой вдохновила ректора МГУ им. М.В. Ломоносова Виктора Садовничего. Он вступил в дискуссию, даже не дождавшись конца выступления коллеги. По его мнению, гендерный перекос учителей русского языка в сторону женского начала работает совсем не в пользу школы. А в некоторых регионах занятия с учащимися ведут педагоги, для которых русский язык не является родным. Поэтому, считает академик, мы теряем Кавказ. И надо бы всем вместе подумать над тем, как вернуть в южные края правильную русскую речь. А еще ректор посетовал, что отечественное интернет-пространство уже оккупировано другими онлайн-игроками.
Подхвативший эстафету министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов тоже заметил, что количество учителей русского языка, для которых он является родным, стремительно сокращается в отдельных регионах страны. Он напомнил, что повышением учительских знаний занимаются 94 организации, что, судя по всему, должно внушать надежду на положительный исход такой малоприятной ситуации.
От проблем русского языка в школе увел собравшихся заместитель министра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин. Он напомнил о рейтинге грамотности СМИ, проведенном его ведомством и Государственным институтом русского языка им. А.С. Пушкина. Труды исследователей очень порадовали Ольгу Голодец. На все сомнения Алексея Волина, стоит ли продолжать нервировать СМИ, а вместе с ними чиновников, политиков и ньюсмейкеров, вице-премьер сказала свое твердое «да!».
А вот ректор Санкт-Петербургского госуниверситета Николай Кропачев не просто дополнил коллегу Волина, он придал новой теме некое академическое окаймление, объяснив, что проверять у чиновников надо даже не грамотность, а уровень коммуникативных компетенций. Неумение говорить, ясно излагая при этом свои мысли, способно навредить чиновникам куда больше, чем неправильная расстановка запятых в тексте. «Проблемы коммуникации в профессиональной сфере – бич нашего общества», – начал свое выступление вооруженный «шпаргалками» ректор Кропачев. Согласно данным его исследований, население очень недовольно тем, как с ним общаются в личном пространстве законодатели и представители власти. Да и в бытовой сфере общение тоже не радует.
Подробней это выглядит так: 45% опрошенных не нравится, как с ними общаются парламентарии. 51% недовольны торговцами. Каждый пятый участник опроса обижается на медперсонал в больнице. 15% не нравится русская речь учителей лицеев и школ, а 5,5% – русский язык преподавателей вузов.
По данным исследований, взаимосвязь между сложностью языковых конструкций и сложностью их понимания для граждан и законодателей все-таки есть. Исследователи СПбГУ выяснили, что просьба к авторам документов через какое-то время разъяснить тот или иной акт ставит в тупик даже самих сочинителей. Они дают почему-то слишком противоречивые объяснения.
В общем, население страны хочет общаться на хорошем русском. Этим обеспокоены более 65% опрошенных в Ленинградской области и более 76% северной столицы.
Вместе с тем тема хорошего общения почти не волнует молодых. Она тревожит только каждого четвертого. Отчасти это проблема системы образования, замечает Кропачев. Из современных стандартов образования следует, что за 11 лет обучения в школе русскому языку уделяется всего 20% школьного времени.
Стандарты высшего образования, кроме специализированных областей (филология, журналистика и т.д.), не содержат требований к русскому языку. Это означает, считает ректор, что учитель физики разговаривает с учениками на уровне «основ языка». И грамотное владение могучим и прекрасным перестает быть нормой для выпускников любого вуза.
Хорошо изложены требования к русскому языку лишь для иностранцев и для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Отсюда, делает вывод Николай Кропачев, нужно начать подготовку национальной модели оценивания коммуникативных компетенций.