0
9894
Газета Образование Интернет-версия

15.07.2015 00:01:00

Иностранные агенты и ню в школе

Тэги: школа, учитель, соцсети, интернет, саратов, закрытая информация


школа, учитель, соцсети, интернет, саратов, закрытая информация Благодаря телевидению учительница стала очень популярной. Кадр из передачи «Пусть говорят» Первого канала

Саратовские власти запретили учителям использовать популярные соцсети в служебных целях. Согласно тексту письма, запрещается использовать Twitter, WhatsApp и социальную сеть Instagram для связи с администрацией учреждения и в качестве официального метода получения информации о заведении. Меры объясняются необходимостью сохранения «конфиденциальной информации, предназначенной для служебного пользования».

Как сообщают региональные источники, под запрет попали помимо прочего известные социальные сети Twitter, Facebook и Instagram, MySpace и почтовые сервисы Google, Yahoo, MSN и AOL. Кроме того, разосланные чиновниками в школы и университеты послания «не рекомендуют» размещать свои страницы и хранилища данных на английских, немецких и украинских интернет-ресурсах, а еще «в доменных зонах .com, .net, .org и им подобных». Рекомендовано использовать сервисы, расположенные на территории РФ или под ее юрисдикцией.

Напомним, что ранее на подобные официальные действия решились власти Кирова. А негласные рекомендации, как сообщают учителя, относительно правил использования соцсетей работниками школ существует и в других регионах РФ. То есть тенденция уже обозначена, и многие задаются вопросом, что бы это значило.

Прежде всего заметим, что ситуация характерна не только для РФ. Рекомендации к поведению учителей в соцсетях существуют в разных странах мира. Например, в отдельных землях Германии. Где-то раздают брошюры и ограничиваются профилактическими беседами, а где-то сразу же вводят запретительные меры по использованию сетевых удобств. Общее правило таковых в Германии звучит так: «Использование социальных сетей для служебной обработки личных данных по умолчанию запрещено». А читается это так: учителям запрещено использовать сети для любого рода общения с коллегами, работать с документами в облачных сервисах, делать новостные рассылки и т.д. В отдельных землях Германии запрещено учителям «дружить» с учениками в Facebook.

В общем, практика такая существует. И даже при западной широко рекламируемой демократии. Закрывают информацию в основном из-за беспокойства о судьбе личных данных. Возможно, после откровений WikiLeaks о слежке спецслужб США за Ангелой Меркель недоверие к соцсетям в Германии изрядно возросло. Но западная демократия не была бы западной демократией, если бы не нашла и другие предлоги, оправдывающие такие меры в школе. Например, в одной из земель запрет обусловлен «неравным доступом к Интернету» – не у всех пользователей есть смартфоны.

В США тоже существуют некие ограничения на использование соцсетей для учителей. В основном они касаются взаимоотношений учеников и учителей. Там с этим, особенно в публичных бесплатных школах, очень и очень сложно. Тема «неуставных» отношений школьного наставника и подопечных существует также и в РФ. Многие психологи считают, что обнародованная частная жизнь педагогов и их откровенные фотографии разрушают их авторитет в глазах юного поколения.

В прошлом году ученики средней школы из города Конаково несколько дней обсуждали в соцсетях фотографии своей учительницы в жанре ню. Учительница музыки, 40-летняя Елена Корнюшонкова, разместила откровенные снимки на своей страничке в Сети, имела большой успех и даже была приглашена в студию к Андрею Малахову. Свой поступок она мотивировала «протестом против маленьких зарплат учителей», снискала уважение и поддержку отдельных свободолюбивых зрителей. Благодаря телевидению стала очень популярной, хотя и чуть-чуть несчастной.

Передача Малахова не претендовала на высокий уровень обсуждения темы, но послужила неким камертоном, определяющим отношение общества к проблеме. И оказалось, что общество растеряно. Реплики «куда идет наша школа» – не в счет. Показательна здесь фраза одного из начальников от образования, который, характеризуя ню-дебютантку, произнес в студии окрыляющее: «Она переросла роль учителя».

Психологи попытались объяснить действие Елены «эмоциональным выгоранием» – работала на износ, при этом чувствовала себя никому не нужной. Кто-то посчитал учительницу музыки жертвой непродуманной политики Минобрнауки, объявившего в начале реформ, что образование отныне это «сфера услуг». Переход в обслугу, считают они, поменял мышление служителей просвещения, сделал педагога «психологически гибким» и способным прогнуться под обстоятельства и т.д. Прошлогодний случай помог на какое-то время поднять тему поведения учителей в соцсетях, но не привел к ограничительным мерам по их использованию.

Сегодняшние же меры на фоне спокойного поведения учителей скорее всего свидетельствуют об общей фобии начальников, пасующих перед всесилием иностранных агентов. Возможно, и показной. Чиновники на местах вообще-то любят демонстрировать свою глубокую преданность курсу партии и правительства.

Между тем само Минобрнауки РФ уже давно декларирует курс на открытость школ для общества. И непросто декларирует. Рособрнадзор разработал, например, четкие требования к структуре школьных сайтов. Кратко напомним то, что школе нельзя скрывать от глаз потребителя его услуг: контактную информацию о себе, руководителях, органах управления. От учебного учреждения помимо данных о лицензии и аккредитации требуют еще и публикацию отчетов о самообследовании, которое включает практически все, что могут скрыть недобросовестные администрации. Если такая обширная информация с подачи федеральных властей должна быть в открытом доступе, то что тогда могут открыть вражеским агентам соцсети? Какие такие приказы и установки даются региональным школам, которые нужно прятать от иностранного вездесущего носа? Какую военную тайну призваны школы охранять от иностранцев? А если это всего лишь перестраховка, то к чему она приведет?

В Интернете учителя обмениваются с коллегами, в том числе и иностранными, самой различной информацией: размещают свои программы, информируют педагогическое сообщество о целях и результатах своих исследований. Возможно, они обсуждают и политические темы – на то они и учителя. Там они оттачивают свое искусство публичного общения, повышают знания английского и общие знания по своему предмету. Да мало ли что еще! Интернет и соцсети их реальность.

В связи с этим нервность региональных властей по поводу иностранных агентов в нашей школе выглядит уж очень какой-то избыточной.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Виктория Панфилова

В Астане военные самолеты будут обеспечивать безопасность российского президента

0
1132
Лукашенко рассказал, как Пакистану спастись от турбулентности

Лукашенко рассказал, как Пакистану спастись от турбулентности

Дмитрий Тараторин

Президент Белоруссии провел в Исламабаде переговоры и дал дружеские советы

0
1080
В РФ могут создать центры для детей мигрантов по изучению русского языка

В РФ могут создать центры для детей мигрантов по изучению русского языка

0
715
ФСБ сообщила о лишениии аккредитации британского дипломата

ФСБ сообщила о лишениии аккредитации британского дипломата

0
581

Другие новости