Трудовое законодательство России в отношении иностранных студентов разительно отличается от европейского законодательства и законодательства других развитых стран. Высокий уровень молодежной безработицы в России исключает возможность однозначных суждений в пользу или против внедрения в России европейских подходов к этому вопросу. Но их изучение позволит предложить альтернативные варианты реформирования российского законодательства в части трудоустройства иностранных студентов в период их обучения в российских вузах. Это в конечном счете окажет благоприятное влияние на увеличение числа иностранных студентов в России.
В настоящее время иностранные студенты могут работать на территории того субъекта РФ, где они обучаются по аккредитованной образовательной программе по очной форме. Разрешение на работу им выдается без учета квот, а само разрешение можно получить, уже находясь на территории России. Организация-работодатель обязана уведомлять о заключении трудового договора с иностранным студентом территориальный орган ФМС России, службу занятости и налоговые органы.
Во всех государствах – членах ЕС иностранным студентам разрешен доступ к рынку труда в соответствии с положениями Директивы 2004/114/EC. В разных странах ЕС установлены свои временные ограничения. Так, в Люксембурге иностранные студенты могут работать 10 часов в неделю, в Финляндии и Венгрии – 25 часов в неделю. Во время праздничных дней им разрешено работать полную рабочую неделю: приблизительно 38–40 часов. В Чехии и Швеции временных ограничений для иностранных студентов на рынке труда нет. В Литве и Люксембурге иностранные студенты имеют право работать только со второго года обучения. В Литве иностранному студенту необходимо получить разрешение на работу, а работодатель, желающий нанять иностранного студента из страны, не входящей в ЕС, должен доказать, что он не способен найти гражданина Литвы или гражданина ЕС с теми же самыми навыками. Работать иностранный студент в Литве может до 20 часов в неделю. В Словакии гражданам ЕС легче устроиться на работу, чем студентам из третьих стран, но если студент работает 10 часов в неделю, то ему не нужно получать разрешение на работу.
Притом что иностранным студентам разрешается работать по найму в странах ЕС, в некоторых из них им не разрешается вести индивидуальную трудовую деятельность. К примеру, если студент хочет вести индивидуальную деятельность в Эстонии и Словении, то ему придется сменить статус вида на жительство.
После завершения обучения иностранные студенты могут остаться в стране для последующего устройства на работу и проживания. Выделяют две основные группы стран с различными подходами на получение разрешения на работу после завершения обучения иностранцами: страны, которые позволяют иностранным выпускникам остаться при условии, что они уже трудоустроены либо имеют предложения от работодателей (Бельгия, Кипр, Испания, Эстония, Италия, Латвия, Литва, Польша, Словакия, Швеция и Великобритания); государства, позволяющие иностранным выпускникам оставаться на территории страны для поиска работы (Австрия, Германия, Финляндия, Франция, Ирландия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Словения, Норвегия).
Что касается секторов занятости иностранных студентов после завершения обучения, то в Швеции в 2011 году были наиболее востребованы специалисты в области информационных технологий, инженеры и архитекторы. Согласно данным Министерства предпринимательства, инноваций и ремесел Великобритании, 17% студентов в 2008 году и 22% в 2010 году оставались работать в Великобритании после обучения. Из 22% оставшихся в стране в 2010 году 77% иностранных студентов были заняты полный рабочий день, 15% – неполный рабочий день, 4% занимались волонтерством и еще 4% – фрилансом или индивидуальным предпринимательством.
В Эстонии около 5–10% иностранных студентов в год остается работать после окончания обучения. В Финляндии в 2007 году остались работать 73% иностранных студентов. Это связано с политикой Финляндии, разрешающей иностранным студентам находиться на территории страны еще шесть месяцев после окончания обучения. В Германии 54% видов на жительство с целью работать получены иностранными выпускниками немецких вузов. В Норвегии более 70% студентов изменили статус с учебного на рабочий с 2006 по 2011 год.
В целом ряде стран разработаны совместные меры высших учебных заведений, предприятий промышленности и бизнеса, направленные на привлечение иностранных студентов и выпускников на национальные рынки труда.
Таким образом, принятие Студенческой директивы 2004/114/EC стало важным шагом на пути к облегчению иммиграции граждан третьих стран в ЕС. Она гарантирует общие условия принятия граждан в страны ЕС, соблюдение их прав (таких как доступ к рынку труда) и прозрачность всех проводимых процедур. В соответствии с положениями директивы у иностранных студентов есть доступ к рынку труда во время обучения, часто студент имеет право работать даже большее количество часов, чем это указано в директиве.
После завершения обучения возможность остаться с целью работы зависит от проводимой государством политики: часть государств для привлечения высококвалифицированных студентов облегчает условия получения вида на жительство, другие, наоборот, предоставляют лишь временную возможность студентам пройти практику как часть международного сотрудничества.