Поступая в вуз, хочется знать перспективы трудоустройства. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
Опубликован мониторинг эффективности вузов – 2015, который многие руководители регионов ждут с нетерпением и опаской. Все помнят, как еще пару лет назад обсуждение кандидатов «на вылет» проходило бурно: с покиданием мест в зале обсуждения и публичными выступлениями обиженных в печати. Сегодня вузы борются за место в строю все чаще в одиночку. О своем несогласии с выводами министерской комиссии громко заявят разве что два-три депутата Госдумы РФ.
Напомним, что по итогам мониторинга-2014 учредителям 1010 вузов были предписаны мероприятия по повышению эффективности. Вузы сегодня оценивают по семи показателям: доходы вуза от научной деятельности, доходы вуза из всех источников, удельный вес численности иностранных студентов, площадь учебно-лабораторных помещений, количество студентов, их средний балл ЕГЭ, число научно-педагогических работников.
Что особенного обещали организаторы мониторинга в этом году? Как сообщалось ранее, Минобрнауки РФ впервые включило в мониторинг информацию о востребованности выпускников вузов на рынке труда. Анонсировалось, что образовательное ведомство вместе с Пенсионным фондом РФ и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) запустило принципиально новую систему мониторинга, включающую анализ трудоустройства выпускников.
Мониторинг с показателем трудоустройства, считают его составители, поможет абитуриентам лучше ориентироваться в предлагаемом вузом наборе специальностей. Благодаря стараниям составителей нынешние школьники смогут просто воочию увидеть, сколько денег они будут получать после поступления на работу и какова вероятность трудоустройства по выбранной специальности.
В новом мониторинге появилась графа «Удельный вес выпускников, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска, в общей численности выпускников образовательной организации, обучавшихся по основным образовательным программам высшего образования». Если посмотреть на эти цифры в таблице мониторинга, характеризующие ситуацию в самых престижных вузах страны, то выглядит этот мини-рейтинг так: Московский государственный технический университет имени Баумана (МГТУ) – 90, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики – 85, Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ – 85, Финансовая академия при правительстве РФ – 82, Московский государственный университет имени Ломоносова – 75, Московский государственный университет международных отношений (МГИМО) – 70.
Большую ставку составители мониторинга делают и на обнародование данных о зарплатах бывших выпускников. Как заявили представители пресс-службы Министерства образования и науки РФ, абитуриенты смогут теперь открыть сводную таблицу мониторинга и выяснить, что по окончании одного университета его выпускники будут получать 80 тыс. руб., а после завершения обучения в другом вузе – всего 20 тыс. руб. Изменит ли данный пункт карьерные стратегии будущих студентов – сказать пока трудно. А вот то, что это поможет отдельным вузам провести успешную пиар-кампанию – это точно.
Что же касается нынешнего оформления мониторинга, то выглядит он несколько «лояльнее», чем ранее. Сегодня уже не говорят об «эффективных» и «неэффективных» вузах, черные списки выглядят более щадящими. Специальными значками отмечают те вузы, которые: «выполнили четыре и более показателя»; находятся в стадии реорганизации; по итогам прошлого года выполнили менее четырех показателей и не представили информацию о проведении мероприятий по повышению эффективности. И еще особо отмечают вузы, которые проверят на подлинность представленных показателей.
Как уже говорилось выше, вузы ждут мониторинга с большим опасением. Многие спешат скорее объединиться с другими университетами в надежде хоть как-то да сохраниться. В течение последних лет государственные и частные вузы сильно лихорадит. Например, вот такая история, описанная в региональном СМИ «Наша Магнитка». «Ректор Магнитогорского государственного технического университета (МГТУ) имени Носова обвинил Минобрнауки РФ в некомпетентности», – пишет сайт издания.
Все началось после присоединения Магнитогорского государственного университета к МГТУ имени Носова. Объединенный вуз занялся получением аккредитации. Прошел несколько этапов, а в начале января 2015 года выяснилось, что объединенным вузам можно было не проходить аккредитации – вышел соответствующий закон (?!). «За четыре процедуры аккредитации, прошедшие в течение двух лет, – пишет «Наша Магнитка», – МГТУ потратил около 9 млн руб. только на уплату госпошлины, не считая других организационных расходов. Аккредитовано 297 образовательных программ разного уровня... А между тем подошло время выпуска и итоговой аттестации учащихся. В итоге 540 выпускников вовремя не получат дипломы о среднем образовании, и поступление на очную форму для них становится серьезной проблемой».
Теперь у вуза есть проблемы и с приемной кампанией. Ведь университет пока не имеет свидетельства по всем образовательным программам, сообщает администрация вуза. А юноши, которые обучаются по программам без государственной аккредитации, подлежат призыву на воинскую службу. Возникают и трудности при подаче заявки на участие в конкурсе по распределению контрольных цифр приема на 2016/17 учебный год.
Это, так сказать, стресс реорганизации. А есть еще и стресс неопределенности. Это когда вуз вообще не знает, что с ним будет дальше. Напомним, что лишать госаккредитации как образовательные программы, так и целые вузы Рособрнадзор теперь может, не дожидаясь решения суда. С начала 2015 года его полномочия существенно расширились. С 1 января ведомство получило право без суда приостанавливать действие аккредитации и в случае неустранения нарушения по истечении шести месяцев лишать вуз или отдельный филиал государственной аккредитации.