Нынешним абитуриентам еще повезло – их не застанут врасплох новые изменения в правилах ЕГЭ. Фото РИА Новости
Родители и ученики продолжают обсуждать заявление главы Министерства образования и науки РФ об отмене тестов ЕГЭ в ближайшие годы. Постепенный переход к новой системе экзаменов начнется уже с 2015 года. Правда, с учетом агрессивной перестроечной политики ведомства «поэтапности» здесь можно и не дождаться. По крайней мере, родители готовятся к худшему. Последние годы российскую школу очень сильно лихорадило. И недавние откровения Дмитрия Ливанова опять же не принесли долгожданного спокойствия.
Российское общество, пребывающее в мечтах о справедливом обеспечении качества и доступности высшего образования, реагирует на изменения в образовательной политике очень чувствительно. После заявления министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова об очередных изменениях в сдаче ЕГЭ многие родители и не скрывают, что сильно обескуражены. И есть отчего! Грядущие изменения вменяют в «заслугу» им, родителям. Отмена тестовой части экзамена, как объясняет Дмитрий Ливанов, вызвана настойчивыми просьбами населения.
Чтобы было понятно, о чем идет речь выше, напомним для начала структуру единого экзамена. Задания ЕГЭ именуются КИМами. Они разрабатываются Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ). Задания по большинству предметов делятся на три блока («А», «В», «С»). Блок «А» и содержит как раз те самые тестовые задания, которые сегодня хотят отменить. В части «А» при ответе на вопрос выпускник школы должен выбрать один вариант из предложенных четырех. На каждое задание «В» школьник дает краткий ответ, состоящий из нескольких слов или букв. Задания «А» и «В» проверяются компьютером. Блок «С» состоит из одного или нескольких заданий, требующих развернутых ответов. Задания части «С» проверяются экспертами. Кроме того, содержание КИМов регламентируется тремя документами, утверждаемыми Рособрнадзором каждой осенью: кодификатором элементов содержания КИМов, спецификацией экзамена и демоверсией экзамена. И получается, что примерная структура, форма и содержание КИМов заранее определены и не могут быть изменены. Недавно были отменен выбор ответов на экзамене по русскому языку и математике. Сейчас речь идет о том, чтобы отменить тесты и по другим предметам. У высшего начальства есть новая цель – ввести устную часть экзамена.
Теперь, собственно, почему такой шум-бор. В основном недовольство вызвано тем, что общество к таким резким изменениям не готово. В течение вот уже многих лет существования ЕГЭ (а в качестве эксперимента он существует с 2001 по 2006 год, а затем становится обязательным) выросло целое поколение детей, отличающихся во многом от прежних школьников.
Как говорят специалисты, сформировалось и выросло целое поколение детей ЕГЭ-культуры. Эти дети в большинстве своем не умеют правильно говорить, они учились по сокращенным программам, у них развиты другие виды памяти, они не способны к самостоятельному мышлению и привыкли действовать по шаблону и т.д. Сами же выпускники пишут в блогах: «Подготовка к экзамену имеет мало общего с настоящим изучением предмета. Здесь нужно долго привыкать к специфике мероприятия и учиться все делать по кем-то выдуманным правилам». И теперь этому поколению детей ЕГЭ-культуры предлагают сдавать устный экзамен. Получается, что правы они, рассуждая в блогах о том, что Министерство образования и науки просто не желает видеть их в рядах студентов. «В университеты поступят только самые умные или самые богатые, – пишут школьники в сети, – неужели министерство так хочет лишить нас бесплатных мест?..»
Вместе с тем отмена тестовой части ЕГЭ должна обрадовать депутатов из фракции КПРФ. Напомним, что почти год назад депутат ГД РФ Олег Смолин предложил исключить из ЕГЭ часть «А». По словам депутата, эти задания «отупляют учеников и убивают литературу».
Без сомнения, к новшеству с пониманием отнесется и академическое сообщество. Которое, кстати, изначально убеждало министерских начальников не вводить именно тестовую систему. Если вы помните, основные споры велись как раз вокруг этого момента. Мало кто подвергал сомнениям введение независимого экзамена и формальных показателей, позволяющих оценить со стороны знания учащихся. Но все в один голос возмущались именно тестовой методикой. Аналитики еще до введения ЕГЭ предупреждали министерство о том, что тесты существенным образом и не в лучшую сторону изменят жизнь старшей школы. И только сегодня это стало очевидным для всех.
Не удержусь, чтобы не привести цитату из екатеринбургского издания «Новые регионы»: «Вы хотите поговорить о системе среднего образования в школе? Да, она разрушена…» – ответила на вопрос об отмене тестов в ЕГЭ заместитель ответственного секретаря приемной комиссии Уральского федерального университета Юлия Воронцова».