В Финляндии высшее образование бесплатное и высокого уровня. Фото с сайта www.aalto.fi
Английская газета «Индепендент» опубликовала сообщение о том, что Финляндия намерена устроить революцию в своем школьном образовании. Несколько рабочих групп, созданных специально для переосмысления образовательной системы, пришли к выводу, что необходимо… покончить со школьными предметами. В Великобритании, где тоже ищут новый путь развития образовательной системы, финские нововведения вызвали неподдельный интерес.
Напомним, что Финляндия занимает первое место практически во всех мировых школьных рейтингах. Успех финского образования обеспечивают учителя, методы и заинтересованность детей в чтении. Учителя в Финляндии, как правило, – это отлично подготовленные и хорошо оплачиваемые специалисты. Их, кстати, берут в школы по конкурсу. Урок в финской школе отличается от традиционных уроков тем, что ученики активно общаются между собой и с преподавателем.
Но не только финские школьники лидируют в международных соревнованиях. Финские студенты тоже на хорошем счету. Согласно исследованиям Организации экономического сотрудничества и развития (ОСЭР), они получают высокие баллы по общей грамотности, математике и естественным наукам. Для справки: в Финляндии 52 высших учебных заведения, в том числе 20 университетов, позволяющих получить степень бакалавра, магистра и доктора, а также 32 политехнических учебных заведения. Все вузы государственные, обучение бесплатное. Среднемесячная заработная плата профессора – 4064 евро, минимальная – 3195 евро, а максимальная – 5045 евро.
Суть нынешнего финского нововведения затрагивает пока только старшие классы финской школы. Обучение по-новому будет вестись не по урокам, а по «темам, ситуациям, событиям» с применением полученных знаний по базовым дисциплинам. Например, одной из тем может быть «Европейский союз»: ученики должны будут говорить на тему, применяя знания по экономике, истории, политике, географии.
Кроме этого, как объясняет газета, будет изменен сам урок. Дети больше не будут сидеть пассивно на уроке и слушать учителя. Они станут больше говорить на уроке и обсуждать с учителем тему. Учеников будут мотивировать, чтобы они в небольших группах работали над решением проблем самостоятельно.
Финские учителя по-разному относятся к этому новшеству. Многие преподаватели и родители сомневаются в том, что такой переизбыток практики окажется полезным для учеников. Но высшее руководство знает, как мотивировать рядовых учителей. Педагоги, которые уже принимают эту новую систему и работают по ней, могут получить небольшое прибавление к зарплате. Учителя мало-помалу сдаются. Уже сейчас школы обязали ввести в течение года некоторые темы, структурированные по-новому. Около 70% городских учителей гимназии прошли в связи с этим специальную подготовку по новой методике обучения.
Как заявил Паси Силандер, менеджер по развитию города Хельсинки в интервью «Индепендент»: «Мы ищем новый тип образования, который готовил бы детей для работы в будущем. В прошлом банкам были нужны множество бухгалтеров, которые вели подсчеты. Сегодня ситуация изменилась: даже маленькие дети способны с помощью компьютера произвести те же самые операции. Так что нам нужно измениться, чтобы приспособиться к обществу».
Кроме того, финским педагогам придется «потесниться» у школьной доски. Финское начальство выступает за «совместное преподавание». Что означает, что урок будут вести сразу два преподавателя. Считается, что так учителя будут давать тему объемнее. И, как надеются авторы реформ, к 2020 году во всех финских школах обучение будет проходить по-новому. К делу обучения должны еще подключиться производители игр.
Вообще финские реформаторы ведут себя как все реформаторы мира. Берут лучшее из разных систем образования и переносят в свою. Так, они в свое время позаимствовали многое из наших программ обучения. То, что они намерены сделать сегодня, уж очень напоминает систему проектов, которую предложили американские теоретики-философы на заре XX века и наше комплексное обучение. Последнее, параллельно и независимо от американцев, апробировали русские педагоги в 1905 году. Это сделала группа педагогов под руководством Станислава Шацкого. Только метод Шацкого был осужден в 1931 году. А вот американцам дорогу никто не перекрывал.
Авторы американского метода педагоги Джордж Дьюи и Вильям Килпатрик считали, что детям необходимо показать их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях. А для этого нужна реальная проблема, взятая из жизни. Решая эту проблему и применяя полученные школьные знания, дети получают навыки, необходимые им для жизни.
Статья в «Индепендент» вызвала интерес у нашей педагогической общественности. Но большинство специалистов осторожны в своих оценках. Пока новшество затрагивает старшие классы, когда дети имеют базовые навыки по основным предметам. Фундамент есть, можно строить любую систему. Но финны собираются вводить такую систему обучения во всей школе. Наши учителя пока такое не готовы принять. «Зачем, – недоумевают наши учителя, – зачем ломать то, что хорошо работает?»